America Pictured Меню

рождение музея

Natalia Kargapolova
Contributor

Музей призван поднять умственный уровень нациии стать хранилищем национальной памяти



На обложке:

Исторический музей
Государственный исторический музей (ГИМ) — национальный исторический музей России. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времён и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов. Расположен на северной стороне Красной площади в Москве. Музею также принадлежат соседние здания монетного двора и Московской городской думы. У истоков музея стоял крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин. С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III» ©2017 ГИМ

145 лет назад был создан первый в россии исторический музей

Забелин

Иван Егорович Забелин (17 [29] сентября 1820 — 31 декабря 1908 [13 января 1909]) — русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы. Член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук (1884), почётный член Императорской Академии наук (1907), инициатор создания и товарищ председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III, тайный советник | Фото: ГИМ | Иван Егорович Забелин, археолог, историк, Императорская Академия наук, Императорский Российский исторический музей,

145 лет назад был создан первый в россии исторический музей

5K

Просмотров/Репосты

[Комментарии] 17 февраля 1872 г. император Александра II подписал указ о создании в Москве нового музея – нынешнего Государственного исторического музея (ГИМ).

Новый музей был призван служить «наглядною историей главных эпох русского государства», распространению знаний по отечественной истории с целью «поднять умственный уровень нации». Музей стал главным хранилищем исторической памяти России, символом ее государственности. Патронирование музея императорским Домом подчеркивало его значимость для всей державы.

Городская дума широким московским жестом отвела под постройку здания «самое замечательное в историческом отношении» место – на Красной площади.

Архитектурный облик музея в Москве явился необычным для всей музейной практики того времени. При создании европейских и американских музеев за основу архитектуры брались каноны античной архитектуры.

Стиль здания исторического музея был ориентирован на постройки, подчеркивающие самобытность русской национальной архитектуры XVI–XVII вв. и, прежде всего, на, расположенный на Красной площади Покровский собор (храм Василия Блаженного). По мнению ученых, собор - всеобъемлющий древнерусский архитектурный образ, в котором воплотилось русское мировоззрение, свободная народная фантазия, представление о красоте Божьего храма «без всякого посредства каких-либо иноземных руководительств и влияний». Здание нового музея, стоящего напротив храма, гармонично вписалось в ансамбль Кремля и Красной площади.

Определяющую роль в выборе облика здания и его залов, так же как и состава экспонатов, метода их представления сыграли две диаметрально различные по социальной принадлежности и единые в своей устремленности, любви к отечественной истории личности – граф Уваров и историк Забелин.


Уваров

Граф Алексей Сергеевич Уваров (28 февраля (12) марта 1825— 29 декабря 1884 (10 января 1885)) — русский археолог, член-корреспондент (1856), почётный член (1857) Петербургской Академии наук. Один из основателей Московского археологического общества, Исторического музея в Москве, инициатор археологических съездов | Фото: ГИМ | Граф Алексей Сергеевич Уваров, археолог, Петербургская Академия наук, Московское археологическое общество, Исторический музей,

Алексей Сергеевич Уваров (1825–1884), сын министра просвещения, археолог, выдающийся организатор российской науки. По его инициативе в 1864 г. было организовано Московского археологическое общество, в задачи которого входило изучение русских древностей, «возбуждение сочувствия к остаткам старины русской». Иван Егорович Забелин (1820–1908), русский самородок, ученый-самоучка, автор более 200 научных работ, из которых наиболее известны «Домашний быт русских царей в XVI XVII столетии», «Домашний быт русских цариц в XVII–XVII столетии», «История города Москвы», «Черты самобытности в древнерусском зодчестве».

В 1874 г. был объявлен конкурс на лучший проект музейного здания. В конкурсе анонимно, под девизами, участвовали видные архитекторы: Л. В. Даль, А. С. Каминский, В. О. Шервуд, А. Е. Вебер, Н. А. Шохин, Р. А. Гедике, А. Л. Обер, А. П. Попов, И. П. Херадионов. Лучшим был признан проект под девизом «Отечество» академика портретной живописи В. О. Шервуда и инженера А. А. Семенова.

В. О. Шервуд считал древнерусскую архитектуру совершенством. Он видел в ней широту и возвышенность: «Широта придает русскому стилю особенную прелесть и силу и делает его гораздо лучше готики потому, что, заключая в себе хорошую сторону готики и именно возвышенность и легкость, имеет широту, которой у готики нет». Шервуд верил во всемирную миссию русского народа, единственного сохранившего в буржуазный бездуховный XIX век в чистоте идею христианства. Именно музей, по мнению архитектора, вслед за храмом, может воздействовать на общественное сознание, поднять его духовность и выразить стремление к возрождению русского искусства.

Основным мотивом архитектуры здания послужила система разновеликих островерхих башен, поэтому здание музея находится в гармоничном соответствии с Покровским собором и башнями Кремля.


Исторический музей

Государственный исторический музей (ГИМ) — национальный исторический музей России. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времён и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов. Расположен на северной стороне Красной площади в Москве. Музею также принадлежат соседние здания монетного двора и Московской городской думы. У истоков музея стоял крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин. С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III» | Фото: ГИМ | Государственный исторический музей, история и культура России, Красная площадь, здание Московской городской думы, Забелин, Уваров, Императорский Российский исторический музей,




В пояснительной записке, прилагаемой к проекту, В. О. Шервуд писал, что образцами для архитектуры музея кроме Покровского собора служили следующие памятники: «церкви в селе Коломенском и в Дьякове, в г. Ярославле, в г. Вологде, Рождества в Путинках в Москве и другие церкви XVI–XVII века, а также палаты в г. Александрове, дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Каждая деталь здания соотносилась с подлинником. Например, орлы на башнях были изготовлены по образцам, взятым из книги об избрании и венчании на царство царя Михаила Федоровича.


Исторический музей

Государственный исторический музей (ГИМ) — национальный исторический музей России. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времён и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов. Расположен на северной стороне Красной площади в Москве. Музею также принадлежат соседние здания монетного двора и Московской городской думы. У истоков музея стоял крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин. С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III» | Фото: ГИМ | Государственный исторический музей, история и культура России, Красная площадь, здание Московской городской думы, Забелин, Уваров, Императорский Российский исторический музей,

На первом этаже музея располагалось 25 залов, на втором - 22 . Если планировку залов представить в образе своеобразной «реки времен», то исток - Парадные сени. Из Парадных сеней ведут два входа: один – в залы каменного века, века бронзы, славянских языческих племен, другой – в центральные по расположению и масштабам залы христианских памятников. Обе группы помещений соединяются в Киевском зале, в котором происходит слияние язычества и христианства. После Киевского зала шли залы Суздальский, Московский, залы, посвященных периодам царствования дома Романовых от воцарения в 1613 г. Михаила Федоровича Романова. На втором этаже начиналась история с царствования Алексея до времени царствования императора Александра II.

Архитектором Шервудом были также предложены разработки интерьеров музейных залов. Вот здесь-то столкнулись две различные концепции дизайна публичных помещений. Стремясь акцентировать внимание посетителей на зрелищном убранстве залов, Шервуд определял подлинным экспонатам второстепенное место. О древних временах, событиях, исторических персонажах художник судил, опираясь на свое собственное видение. В залах музея он предлагал разместить такие элементы декора, как хрустальные снежинки, сосульки, говорящие об особенностях климата России, орнамент, напоминающий стволы берез, статуи скифа, славянина, пахаря, рыбака, охотника, олицетворявшие этнический состав и занятия населения; изображения Черномора, Зевса, титанов, иллюстрирующие сказочные литературные мотивы и верования народа.

Данные предложения В. О. Шервуда шли вразрез с целями и задачами нового учреждения, поэтому они были решительно отклонены основателями музея.

Впервые в мировой практике музейного дела Уваровым и Забелиным была разработана программа такой художественной отделки помещений, где внутреннее убранство каждого зала должно было соответствовать художественным особенностям определенной исторической эпохи. Важно отметить, что в качестве источников для архитекторов служили не только хорошо известные исторические памятники, но и новейшие открытия в исторической науке и археологии.

Так, в оформлении зала неолитической эпохи были использованы элементы «ямочно-гребенчатого» декора гончарных сосудов, найденных в 1850-х гг. близ деревни Волосово на Оке.

В лепнине оконных наличников, мозаике пола зала «Металлического периода» – мотивы свастики и змеи, древнейших космологических символов, присутствующих на археологических памятниках Европы, Сибири, Кавказа, Индии, а также орнаменты с бронзовых топоров и кинжалов, найденных в 1870-х гг. в Осетии.


Исторический музей

Государственный исторический музей (ГИМ) — национальный исторический музей России. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времён и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов. Расположен на северной стороне Красной площади в Москве. Музею также принадлежат соседние здания монетного двора и Московской городской думы. У истоков музея стоял крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин. С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III». | Фото: ГИМ | Государственный исторический музей, история и культура России, Красная площадь, здание Московской городской думы, Забелин, Уваров, Императорский Российский исторический музей,

Зал, где располагались памятники греческих колоний Северного побережья Черного моря, выполнен в виде гробницы с присущими древними атрибутами – блеклым цветом, обманными трещинами, потертостями. На стенах использовалась роспись керченского склепа Анфестерия Гегессипова, открытого в 1877 г. и композиция «Укрощение коня» с уникальной скифской серебряной вазы IV в. до н. э. Свод и стены Новгородского зала (посвященного истории Новгородской республики) украшают копии с выдающихся памятников зодчества и иконописи: копии фресок из церкви Спаса на Нередице 1199 г., фрагменты икон XV в.

В Московском зале роспись на своде и в оконных простенках позаимствована с орнаментальных мотивов шапки Мономаха. Для отделки зала времени правления Бориса Годунова использован орнамент с Царь-пушки, отлитой в 1586 г., и фриза колокольни Ивана Великого.

Вход в зал Смутного времени, завершающий круговую анфиладу первого этажа, оформлен наподобие входа в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, а выход из зала повторяет деревянный наличник 1604 г. из Дмитровского собора во Владимире.

В Христианской центральной анфиладе, состоящей из трех залов, памятники «должны наглядно изобразить путь, пройденный христианским искусством до его перенесения на русскую почву и состояние, в котором оно находилось в Византии в эпоху Русского крещения». В оформлении зала использованы копии интерьеров катакомбных храмов Рима, Равенны, Св. Софии и Пантократора в Константинополе, фрагменты архитектурного убранства Татевского монастыря 895 г. в Армении, церкви Монреале в Палермо. Примечательно, что в залах нового музея посетитель получил возможность ознакомиться с росписью малоизвестных и труднодоступных для обозрения римских катакомб. Итальянцы, европейцы в основе своей и не знали о существовании подобных изображений, российский же посетитель музея – их видел.


Исторический музей

Государственный исторический музей (ГИМ) — национальный исторический музей России. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времён и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов. Расположен на северной стороне Красной площади в Москве. Музею также принадлежат соседние здания монетного двора и Московской городской думы. У истоков музея стоял крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин. С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III». Парадные сени. Родословное древо Государей Российских | Фото: ГИМ | Государственный исторический музей, история и культура России, Красная площадь, здание Московской городской думы, Забелин, Уваров, Императорский Российский исторический музей,

Декоративное убранство помещений содержало также исторически значимую, идейную подоплеку. В Парадных сенях роспись свода представляет «Родословное древо Государей Российских», включающее 68 парадных портретов князей, царей, императоров и восходит своей композицией к изображению в Новоспасском монастыре, родовой усыпальнице Романовых. У основы древа – князь Владимир и княгиня Ольга, принявшие христианство и поливающие корни древа из священных греческих сосудов алавастров, а завершает композицию портрет Александра III, при котором музей и был открыт для публики. На перекрытиях сеней изображены «гербы тех областей и стран, которые перечислены в Императорском титуле, начиная с московского герба и кончая гербом Туркестанским».

В Московском зале не случайно в основу декора лег мотив шапки Мономаха, являющейся в наши дни одним из исторических символов российского государства. Константин Мономах, византийский император в 1042–1056 гг., выдал свою дочь за сына Ярослава Мудрого. Родившемуся в 1053 г. от этого брака внуку Владимиру Мономаху Константин даровал знаки царских прав – скипетр, бармы (оплечье) и шапку. Эта легенда была принята на вооружение московскими князьями в период феодальной раздробленности и борьбы московского княжества за объединение русских земель.

О грандиозных замыслах Бориса Годунова, царя, мечтавшего построить в Кремле Вселенский храм по образу Иерусалимского, «рассказывает» декор зала с орнаментом на стенах, использованных в колокольне Ивана Великого. Годунов начал преобразование Кремля с приказа 1600 г. увеличить размеры колокольни еще на один ярус (после чего колокольня приобрела современный вид).

Таким образом, музей стал экспериментальной площадкой для нового слова в музейной практике – грандиозного музейного оформления как метода исторической и художественной реконструкции. Оформление музейных помещений явилось «достоверным слепком» эпохи и фоном для демонстрации подлинных исторических экспонатов.

Французский историк искусств, реставратор Виоле де Дюк отмечал, что Россия поняла, какое важное значение имеют искусства для образования народа, как они могут поднять умственный уровень нации.

Произвести окончательную отделку второго этажа помешала Первая мировая война.

К кропотливой работе над выбором памятников для орнаментации зала были привлечены видные архитекторы и художники, работавшие в разных направлениях. Архитектор А. П. Попов, еще будучи учащимся Московского архитектурного училища, под руководством известного археолога-архитектора Ф. Ф. Рихтера, снимал и измерял памятники древнего зодчества. Работа в Историческом музее закрепила за А. П. Поповым славу знатока древнерусского зодчества.

Не менее замечательный московский архитектор Н. В. Никитин еще до работы в музее прославился своими исследованиями новых отечественных строительных материалов, например цемента. Пять лет безвозмездно работал для музея талантливый и популярный архитектор П. С. Бойцов, прекрасный график, знаток стилей. В 1896 г. Бойцов в числе самых известных архитекторов Москвы участвовал в оформлении города к коронационным торжествам. Спроектированный им особняк С. П. Берга в Денежном переулке в Москве считается одним из лучших московских особняков конца XIX в. (ныне посольство Италии). Парадные сени расписаны в храмовой традиции артелью народных мастеров, возглавляемых выходцем из семьи крепостных, академиком живописи Ф. Г. Тороповым. Роспись сеней шла по грунту с добавлением к масляной краске воска и мягкой смолы, к чему издавна прибегали мастера, расписывающие храмы. Артель Ф. Г. Торопова расписала в музее Христианские залы и зал Эллино-скифских памятников.

С 1889 по 1905 гг. росписи ряда залов, таких как Новгородский, Владимирский, Московский, залы эпохи Ивана Грозного, Бориса Годунова, были исполнены артелью художника-палешанина под руководством известного реставратора Н. М. Сафонова. Во Владимирском зале эти мастера использовали цветные кальки-копии, снятые самим Сафоновым в Успенском соборе во Владимире после раскрытия уникальных фресок XII и начала XV вв.


Исторический музей

Государственный исторический музей (ГИМ) — национальный исторический музей России. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времён и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов. Расположен на северной стороне Красной площади в Москве. Музею также принадлежат соседние здания монетного двора и Московской городской думы. У истоков музея стоял крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин. С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III» | Фото: ГИМ | Государственный исторический музей, история и культура России, Красная площадь, здание Московской городской думы, Забелин, Уваров, Императорский Российский исторический музей,




Интерьеры музея также украшают масштабные произведения художников, гремевших в России и Европе, – Г. И. Семирадского, И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова.

Академику Семирадскому музей заказал «две бытовые картины, основанные на исторических свидетельствах о быте и нравах славян. Семирадский, ведущий представитель стиля «неогрек» в России, в своих картинах мог соединить занимательный сюжет, эффектное зрелище, написать различные предметы не просто мастерски, но «археологично» и «этнографично». Среди современников его огромные полотна почитались шедеврами живописного воссоздания античной картины мира. Для исторических полотен Семирадского были избраны сюжеты из жизни дохристианского периода – «Похороны знатного руса в Булгари». Художник создал роскошную иллюстрацию к текстам Ибн Фадлана, арабского путешественника и секретаря посольства, отправленного в 921 г. в Булгары на Волге из Багдада, с описанием похорон знатного руса.


Исторический музей

Государственный исторический музей (ГИМ) — национальный исторический музей России. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времён и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов. Расположен на северной стороне Красной площади в Москве. Музею также принадлежат соседние здания монетного двора и Московской городской думы. У истоков музея стоял крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин. С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III». Похороны знатного руса в Булгаре. Генрих Семирадский | Государственный исторический музей, история и культура России, Красная площадь, здание Московской городской думы, Забелин, Уваров, Похороны знатного руса в Булгаре, Генрих Семирадский,




Судя по переписке с музеем, Семирадский подробно оговаривал изображаемую одежду персонажей, вооружение, орнаментику на предметах. В результате художник, опираясь на досконально изученный исторический и археологический материал, «археологично» изобразил не только одежду, золотые пуговицы на ней, вооружение, ковер, утварь, но и время суток, особенности исторического ландшафта. Картины создавались в 1883–1884 гг. в Риме. Появившись в Москве, они вызвали всеобщее одобрение, а пресса называла их верхом совершенства по разработке исторического материала и по поэтичности замысла.

И. К. Айвазовский, к тому времени создатель уже более чем 6 тысяч произведений, является также автором оригинального оформления залов Исторического музея. В конце 1882 г., в то время уже прославленный маринист, был приглашен А. С. Уваровым в Исторический музей. Художник весьма охотно принял предложение» написать пейзаж с видами берегов Крыма для зала с памятниками черноморских греческих поселений. Задание оговаривало, что следует изобразить в верхней части арки зала вид Керченского пролива, общий вид Керчи (Пантикапея), знаменитый Царский курган, в котором найдено множество памятников греческого искусства, и берег Таманского полуострова, где в древности располагались греческие города-колонии.

Постоянно проживавший в Феодосии, Иван Константинович специально ездил в Москву осматривать музейные залы и в Керчь писать с натуры историческую местность. Уже через два месяца после принятия заказа Айвазовский прислал в музей небольшой лист с эскизом композиции, которая сохранена в окончательном варианте. В мае 1883 г. к открытию музея картина «Боспор Киммерийский» была установлена в зале.


Исторический музей

Государственный исторический музей (ГИМ) — национальный исторический музей России. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времён и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов. Расположен на северной стороне Красной площади в Москве. Музею также принадлежат соседние здания монетного двора и Московской городской думы. У истоков музея стоял крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин. С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III». «Каменный век» В. М. Васнецова. | Фото: ГИМ | Государственный исторический музей, история и культура России, Красная площадь, здание Московской городской думы, Забелин, Уваров, «Каменный век», В. М. Васнецов,

Самое замечательное живописное произведение музея – «Каменный век» В. М. Васнецова. Увлечение историческими и сказочными мотивами у Васнецова проявились еще в годы пребывания его в Академии художеств. В 1876-м художник уехал за границу совершенствовать мастерство, а когда вернулся в Москву, «почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, – Кремль, Василий Блаженный заставили меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Еще до приглашения в музей им были созданы монументальные полотна, в которых наиболее глубоко раскрыт смысл народных преданий – «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Богатыри» (1881–1898), оформление спектакля «Снегурочка»(1881–1881). В 1881 г. художнику предложили создать монументально-декоративные композиции на тему «Каменный век», представляющие отдельные сцены из жизни и быта первобытных людей: «выделка шкур», «добывание огня», «охота на медведя» и т. д. «Я, конечно, отказался, – вспоминал художник. – О Снегурочке, Жар-птице, о богатырях я, хотя и смутно, но кое-что угадывать был способен. Относительно же людей каменного века никаких представлений не имел и знал только, что вместо одежды прикрывались звериными шкурами. С помощью кремня могли добывать огонь... Отказался за полной неспособностью что-либо сделать, распрощался и уехал». Едучи на извозчике из музея домой, Васнецов вдруг неожиданно ясно представил композицию «Каменного века». «Приехав домой, нетерпеливо схватил первый попавшийся листок бумаги и зарисовал представлявшееся».

Критик В. В. Стасов, узнав о «странной», по его мнению, теме, заказанной Васнецову, выразил на публике удивление: как могли художнику, прославленному произведениями на древнерусские сюжеты и мотивы русских сказок, предложить чуждое ему задание. Общественность замерла в ожидании...

Работа над фризом «Каменный век» началась в Абрамцеве, где по заказу владельца усадьбы С. Мамонтова, специально оборудовали просторную мастерскую с верхним светом. Консультантами у художника стали антрополог Московского университета Д. Н. Анучин и археолог В. И. Сизов. Кроме того, Васнецов сам много читал, осматривал в музее предметы быта первобытных людей. Как замечали современники, художник настолько одолел специфику археологии, что временами мог поспорить со своими советчиками. Позировали художнику крестьяне окрестных деревень, многочисленные гости Мамонтовых, в том числе художник В. А. Серов.

Современников поражало, как Васнецов на грандиозном фризе круглого зала музея соединил все детали, все подробности, как он из множества сцен, создал одну поразительную и потрясающую картину. Он точно срисовал с виденного им самим фигуры, лица, типы, выражения, душевное состояние. В поисках типов людей каменного века художник дошел до «ясновидения». «Все их позы, все их движения какие-то дремучие, их не увидишь, им не научишься ни в каких классах. Их дала одна творческая фантазия потрясенного художника», – писал Стасов.

По мнению художника В. Д. Поленова, впечатление, произведенное на современников «Каменным веком», «можно, пожалуй, сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то «Помпеей» К. Брюллова. Как ее, так и «Каменный век» сочли новой эрой расцвета русского искусства». После работы в Историческом музее художник стал признанным родоначальником нового этапа в развитии русской монументальной живописи, за ним шли В. А. Серов, А. Я. Головин, К. А. Коровин, М. В. Врубель.

Исторический музей, его архитектура, залы со стенами, полами, потолками, среди которых размещены подлинные экспонаты, стали благодаря содружеству ученых и художников своеобразным, легко доступным источником, помогающим изучать нашу историческую жизнь, проникаться ею.


Исторический музей

Государственный исторический музей (ГИМ) — национальный исторический музей России. Собрание музея отражает историю и культуру России с древнейших времён и до наших дней, является уникальным по численности и содержанию экспонатов. Расположен на северной стороне Красной площади в Москве. Музею также принадлежат соседние здания монетного двора и Московской городской думы. У истоков музея стоял крупнейший знаток московской старины Иван Егорович Забелин. С мая 1895 года до ноября 1917 года официальное название музея звучало следующим образом — «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III» | Фото: ГИМ | Государственный исторический музей, история и культура России, Красная площадь, здание Московской городской думы, Забелин, Уваров, Императорский Российский исторический музей,




Сегодня музейная экспозиция развернута в 38 залах музея, но они не могут и на малую долю вместить, то количество и многообразие памятников истории и культуры, начиная с каменного века до наших дней, которым располагает музей. Сейчас в собрании музея насчитывается около 5 миллионов предметов и 15 миллионов листов документов. Исторический музей считается одним из богатейших музейных собраний Российской Федерации.


Natalia Kargapolova

Natalia Kargapolova, Contributor: I was born in 1952. I studied at the Moscow State University named after Mikhail Lomonosov. Years of study have been the happiest years. Historian. After graduation  worked at the State Historical Museum in Moscow for the last 36 years. I am engaged in the Russian history of 19-20 centuries. The work is extremely interesting. I am making the exhibitions in our museum, and in museums in Russia and abroad. The exhibitions were held in Germany, Italy, USA, Canada. Projects in the United States in... (Подробнее...)