America Pictured Меню

Свингует Бенни!

Бенни Гудмен и его оркестр стали первой ласточкой культурного обмена между СССР и США.



На обложке:

Бенни Гудмен
Бенни Гудмен (30 мая 1909 — 13 июня 1986) — американский джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». 1971 год

С его именем навсегда связана эпоха свинга

Бенни Гудмен

Бенни Гудмен (30 мая 1909 — 13 июня 1986) — американский джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». 1970 год | Бенни Гудмен, джаз, кларнетист, дирижер, Король свинга,

С его именем навсегда связана эпоха свинга

2.9K

Просмотров/Репосты

[Комментарии] Легендарный кларнетист Бенни Гудмен и его оркестр стали первой ласточкой культурного обмена между СССР и США. В номинации «джаз».

1962 год вошел в обойму советской эпохи как пора хрущевской оттепели. Вряд ли кто-то сегодня вспомнит, чем он знаменателен для огромной страны. Но у любителей джаза особая память. 62-й? О, конечно же, это визит в СССР великого джаз-оркестра Америки и его незабвенного лидера — кларнетиста, композитора и аранжировщика Бенни Гудмена. «Оттепель» — это еще и заря культурного обмена между двумя полюсами мира. Из Союза — Святослав Рихтер и Игорь Моисеев со своим ансамблем танца, в Союз — Ван Клиберн, опера «Порги и Бесс»… И биг-бэнд Бенни Гудмена. Первая после войны джазовая ласточка, облетевшая лучшие залы Ленинграда, Москвы, Киева, Ташкента, Тбилиси, Сочи…

Кинооператоры не жалели пленки, чтобы увековечить мировую легенду. Вот он в Эрмитаже, вот на борту крейсера «Аврора», на выставке икон, у могил Достоевского и Римского-Корсакова… Вот в открытой машине совершает поездку по Москве. Перебивка — и вы видите маэстро с удочкой на берегу Днепра (весь улов он доставил в ресторан, где встретился с друзьями). Новые кадры — Гудмен на репетиции симфонического оркестра Украинского радио играет на кларнете Моцарта, а вечером с оркестром свингует в переполненном зале местного Дворца Спорта.

А вот и московские Лужники. Тоже Дворец Спорта. Тоже аншлаг. Концерт джазмена освятил своим присутствием Никита Хрущев. Они даже сфотографировались на память. Все улыбчивы и довольны — Хрущев с премьером Алексеем Косыгиным (кстати, не только любителем, но и большим знатоком и коллекционером джаза), немногочисленной свитой, сам Гудмен.

Улыбаться Хрущеву оставалось чуть больше двух лет. Осенью 64-го «советского короля» сместят с трона его неверноподданные, а американский «король свинга» будет править до конца своих дней.

Не знаю, понравились ли Никите Сергеевичу хиты оркестра, блистательное соло Гудмена в гершвинской «The Man A Love» или что-то другое из репертуара. Сам Гудмен был в восторге от турне. Шутка ли, в небе над СССР он налетал свыше 12 тысяч километров. Больше, чем любой другой его джазовый коллега. Он был счастлив, что наконец-то увидел родину предков.

Побег из еврейского гетто

Все знали о его российских корнях, но не все знали, где эти корни. Ходили слухи, что предки американца подались в Новый Свет из маленькой украинской Белой Церкви. Но это не так. В своей книге «Королевство свинга» Гудмен напишет: «Мои предки были выходцами из России: отец происходил из Варшавы, которая тогда была еще частью русской империи, а мать из Ковно (Каунаса). Но встретились и поженились они уже в Америке в начале 90-х годов».


Бенни Гудмен

Бенни Гудмен (30 мая 1909 — 13 июня 1986) — американский джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». | Бенни Гудмен, джаз, кларнетист, дирижер, Король свинга,

Остается лишь добавить: будущая звезда джаза возвестит о себе отнюдь не музыкальным криком в Чикаго 30 мая 1909 года. Еврейские иммигранты Давид и Дора нарекут своего очередного отпрыска Бенджамином Дэвидом Гудменом. Будущему «королю» будет суждено вкусить на старте жизни отнюдь не роскошь золоченных апартаментов, а несусветную грязь, вонь и пыль нищего еврейского гетто чикагского Уэст-Сайда.

Свой первый кларнет, к которому он прикоснется, будет собственностью синагоги, имевшей весьма приличный оркестр, в котором явит свой талант и сам Бенни.

Надо отдать должное работяге-отцу — Дэвиду Гудмену. Он вовремя узрел, что соседская ребятня пополняет семейные бюджеты, играя на танцульках. И не пожалел 50 центов в неделю за уроки игры на кларнете для своего сына у блестящего чикагского педагога Франца Шеппа, благо Бенни мог упражняться на инструменте часами. Так будет всю жизнь. Невероятная работоспособность соединилась с не менее невероятным талантом. Вот вам и формула любого успеха. Хотите — в джазе, хотите — в ядерной физике или симфонической музыке, которую Бенни Гудмен исполнял с мастерством и любовью.

Но не классика без остатка завладела всем существом мальчишки. Чикаго в его судьбе особая ипостась. Чего-чего, а первоклассного джаза там было навалом. С ума сойти от трубы Луи Армстронга. А что за божественные звуки извлекали из кларнета Джонни Доддс, Джимми Нун, Бастер Бэйли— эти черные волшебники джаза. Вперед, вперед за ними — в надежде стать лучше их!

Да-да, стать лучше. В те годы двигатель честолюбия заработал у Бенни на полную катушку. Ужа в 12 лет он рванул дальше своих сверстников. Еще через пару лет юный Гудмен играл в оркестрах, где большинство музыкантов было гораздо старше его. Иногда Бенни получал за танцевальный вечер $15, втрое больше, чем отец за 12 часов адского труда на скотобойне. И вот уже по боку школа. Надо сосредоточиться только на музыке. Ей одной! Тем более, ты уже замечен публикой и музыкантами. Да какими! В неполные 16 Гудмену предложили поехать в Калифорнию и поступить в оркестр Бена Поллака — барабанщика, певца, шоумена. Именно здесь, в одном из лучших белых оркестров конца 20-х-начала 30-х годов судьба сведет Бенни Гудмена с Гленном Миллером, Джеком Тигарденом, Джимми МакПатлендом… Пройдут годы и Бен Поллак снимется в фильме «История Бенни Гудмена» (1956 год). И будет сетовать на то, что не его, Поллака, признали «королем свинга». Печально, но жизнь и болезни приведут этого прекрасного музыканта к роковой черте — самоубийству.


Бен Поллак

Бен Поллак (22 июня 1903 – 7 июня 1971) – американский барабанщик, певец и шоумен. Именно в его оркестре судьба сведет Бенни Гудмена с Гленном Миллером, Джеком Тигарденом, Джимми МакПатлендом… Пройдут годы и Бен Поллак снимется в фильме «История Бенни Гудмена» (1956 год). И будет сетовать на то, что не его, Поллака, признали «королем свинга». Печально, но жизнь и болезни приведут этого прекрасного музыканта к роковой черте — самоубийству. | Бен Поллак, барабанщик, певец, Бенни Гудмен, Гленн Миллер, Джек Тигарден, Джимми МакПатленд,

Но все это будет много позже. А пока Бенни Гудмен отпросился у родителей, получил добро и вперед — к Поллаку, с оркестром которого к концу 20-х он с превеликой радостью перекочует в Нью-Йорк.

Коронация в «Паломаре».

О великой депрессии в Америке первой трети ХХ века написано немало. Об экономической терапии, благодаря которой страна выздоровела, — тоже предостаточно. Но была и еще благостная пилюля от недуга. Хотите верьте, хотите нет, но это джаз. Точнее его яркая историческая грань, вошедшая в историю американской музыки как эра свинга. Недолгая эра — каких-то десять лет — с середины 30-х годов до финала Второй мировой войны. Бенни Гудмен — герой этой эры, ее джазовый гранд и верный рыцарь.

Свинг не только термин, характеризующий стиль исполнения джаза, его драйв, пульсирующую ритмическую накачку или музыку, поднявшую биг-бэнды на пик славы. Это лишь часть общеизвестной истины. Эра свинга — это пора надежды, вера в лучшие времена, образ жизни, танцевальный торнадо, бушевавший в отчаявшейся от безработицы и промышленного спада стране. Это лицо тогдашней моды, лица и имена музыкантов, в одночасье ставших едва ли не национальными героями. Это километровые очереди в дансинги, отели, кинотеатры, расцвет радио и звукозаписи, счастливый знак равенства между популярной музыкой и джазом. Бенни Гудмену повезло: он взошел на престол в нужное время, в нужном месте и с нужными соратниками. В 1933 году пал «сухой закон» и десяткам, сотням заведений потребовались первоклассные музыканты, чтобы оторвать людей от домашних застолий и заставить тратить деньги на выпивку и другие удовольствия на стороне. Гудмен, наигравшись у Поллака, мечтает собрать собственный оркестр. К оборотистому антрепренеру, владельцу роскошного клуба Билли Роузу (тот в свою очередь ищет белый оркестр) он приводит будущих звезд — барабанщика Джина Крупу, трубача Банни Беригена, певицу Хелен Форрест... Полный восторг у публики. Но этого мало. В один из вечеров в клубе появляется рекламный агент и приглашает Гудмена и его приятелей на прослушивание. Есть шанс попасть в беспрецедентное радио-шоу «Давайте потанцуем» («Let’s Dance»). Три часа свинга каждую субботу! С подачи NBC.

И Гудмен свой шанс не упустил. Именно радио становится подлинным джазовым голосом Америки. Прибавьте сюда выходящую из кризиса звукозаписывающую промышленность, которая штампует хиты для музыкальных автоматов…

И еще. Судьба (в который раз!) улыбается Гудмену в лице легендарного открывателя джазовых звезд Джона Хэммонда, потомка богатейшего семейства Вандербильтов, человека бескорыстного и напрочь лишенного расовых предрассудков (Билли Холидэй, Каунт Бэйси, Тэдди Уилсон, Чарли Крисчиен — это тоже его находки и финансовые вливания), всем своим существом влюбленого в джаз. На деньги Хэммонда Гудмен покупает аранжировки популярных мелодий, сделанные выдающимся негритянским бэнд-лидером Флетчером Хендерсоном, придает им острый, дерзкий свинговый шарм. И… тысячи американцев по вечерам подсаживаются к приемникам, чтобы не пропустить будоражащее кровь музыкальное снадобье.


Джон Генри Хэммонд второй

Джон Генри Хэммонд второй (15 декабря 1910 — 10 июля 1987) — американский музыкальный продюсер, музыкант и критик. Работал с конца 1930-х до начала 1980-х годов. Успешно открывая молодые таланты, Хэммонд стал одним из самых влиятельных фигур в XX веке американской популярной музыке. Хэммонд сыграл важную роль в начале музыкальной карьеры многих звёзд, в том числе Бенни Гудмена, Чарли Кристиана, Билли Холидей, Каунт Бейси, Арета Франклин, Джордж Бенсон, Боб Дилан, Леонард Коэн, Брюс Спрингстин и многих других. Джон Хэммонд и Арета Франклин | Джон Генри Хэммонд второй, музыкальный продюсер, популярная музыка, Бенни Гудмен, Чарли Кристиан, Билли Холидей, Каунт Бейси, Арета Франклин, Джордж Бенсон, Боб Дилан, Леонард Коэн, Брюс Спрингстин,

В марте 1935-го года журнал «Метроном» напишет: «Бенни Гудмен и его оркестр, выступающий в программе «Давайте потанцуем», — отличное лекарство от скуки. Замечательный ансамбль, прекрасные аранжировки и музыканты, они всегда и во всем вместе. Они вместе фразируют, вместе заводят зал, вместе свинцуют».

И все было бы прекрасно, но забастовка спонсоров радиопрограммы выбила ее из эфира! И в июне Гудмен при поддержке Хэммонда пошел ва-банк: решил организовать турне оркестра по Америке. Заказывать автобусы — слишком накладно. Джазмены расселись по своим автомобилям и кавалькада свингующих парней двинулась по маршруту, финиш которого приходился на Лос-Анджелес.

И вот тут-то Бенни приуныл. И было отчего. Америка — это не только «джазовые» Чикаго, Нью-Йорк или Канзас-Сити. Ее консервативная глубинка отродясь не слышала свинга, она была воспитана на вкусненьком сиропчике спокойных и томных популярных шлягеров, на «сладкой пошлятине», как потом раздраженно скажет Гудмен. Уже через полчаса игры в Денвере менеджер танцевального зала безапелляционно потребовал у оркестра замолчать. И бросил обидное: «Я нанимал танцевальный ансамбль. В чем дело, ребята? Вы что, не умеете вальсы играть?» А потом еще круче: в одном из городков штата Колорадо музыканты спасались под прикрытием проволочной сетки от летящих на сцену пустых бутылок. Тут уже не до вальсов. Моментом истины стал Лос-Анджелес. Когда 25 августа 1935 года музыканты подъехали к новенькому, с иголочки танцзалу «Паломар», Гудмен, который уже подумывал о том, чтобы поездом добираться до Нью-Йорка и переквалифицироваться в «простого кларнетиста», увидел нескончаемую толпу. И был потрясен обилием молодежи. Да-да, именно тинейджеры, в то время, как их «старики» укладывались спать на одном конце Штатов, на Западе ловили кайф от радиопередачи «Давайте потанцуем». Но это станет ясно потом, а пока перед началом концерта все решили: коль оркестру суждено помирать, то уж под свою любимую музыку. И биг-бэнд грянул «Стомп короля Портера».


Бенни Гудмен

Бенни Гудмен (30 мая 1909 — 13 июня 1986) — американский джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». | Бенни Гудмен, джаз, кларнетист, дирижер, Король свинга,




Господи, что тут началось! Это был триумф, который продолжался в «Паломаре» несколько месяцев, пока здесь работал оркестр. Бенни Гудмен в 26 лет стал королем свинга, а сам свинг породил в стране невиданный бум, который на годы определил направление развития джаза.

Охотник за жемчугом

Казалось, вся Америка пустилась впляс. Феноменальный успех Гудмена бросал в топку шоу-бизнеса все новые и новые оркестры. Сначала десятки, потом сотни.

Оркестры белые, оркестры черные… Ходили на имена. Ходили в залы, где играют кумиры. Музыкантов узнавали на улицах, дарили им сувениры (а девицы заодно и номера телефонов), караулили после танцев, брали у них автографы. Разрываясь на части, люди мчались в заведения, где играли оркестры Бенни Гудмена и Томми Дорми, Вуди Германа и Кэя Кайзера, Дюка Эллингтона и Джимми Лансфорда, Каунта Бэйси и Гленна Миллера… Этот список невозможно исчерпать.

Тогда ведь тоже были «клевые чуваки и чувихи», запавшие на танцы, требующие, к слову, хорошей спортивной подготовки и выносливости. Пируэты, броски, вращения, кульбиты через голову… И все в стремительном темпе. Вы думаете названия танцев канули в Лету? Ничего подобного! В Штатах я не раз видел объявления о приеме в школы, где за весьма умеренную плату вас научат лихо отплясывать «джиттербаг» «трак», «линди-хоп» и что-то там еще не менее угорелое.


Танцевальный марафон

Казалось, вся Америка пустилась впляс. Танцевальный марафон | Танцевальный марафон, эра свинга, джиттербаг, трак, линди-хоп,

Танцы эры свинга породили и особую моду. Если хочешь выглядеть стильно, то мужской «прикид» должен включать спортивные пиджаки и мешковатые брюки, а девчонки непременно напяливали на себя белые или двухцветные гольфы и плиссированные юбки, способные при первом же летучем «па» показать ножки во всей красе.

А очереди за грампластинками? Считается, что Гудмен и его единомышленники по свингу спасли от краха фирмы звукозаписи. (Сравните: в 1932 году в США было продано всего 10 млн пластинок, в 1939-м — уже 50 млн). Кто-то подсчитал, что даже продажа инструментов резко возросла: тромбонов удвоилась («очаровашка» Томми Дорси был бэнд-лидером и тромбонистом), а кларнетов утроилась. Это уже оборотная сторона славы Бенни Гудмена.

Впрочем, подобная статистика его мало заботила. Он был уже весьма состоятельным человеком, умел считать деньги, но никогда не ставил телегу впереди лошади. Сначала — музыка, ее качество, ее звучание. Ее исполнители.

О, Гудмен умел находить жемчужины. И не только белые. Он войдет в историю еще и как великий джазмен, первым бросивший вызов расовой сегрегации. Белые и черные музыканты всегда находили общий язык и дружили между собой. Но боссы шоу-бизнеса не терпели «разноцветья» на сцене. Хочешь записать с черными пластинку — пожалуйста, студия — без проблем. Но тащить их на сцену под свет юпитеров в приличных заведениях и залах — увольте.


Бенни Гудмен

Бенни Гудмен (30 мая 1909 — 13 июня 1986) — американский джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». В 34-м Гудмен сыграл в «джеме» с негритянским пианистом Тэдди Уилсоном (одно из открытий Джона Хэммонда) и был покорен его легкой, словно парящей манерой игры, филигранной техникой | Бенни Гудмен, джаз, кларнетист, дирижер, Король свинга, Тэдди Уилсон, Джон Хэммонд,

Еще в 34-м Гудмен сыграл в «джеме» с негритянским пианистом Тэдди Уилсоном (одно из открытий Джона Хэммонда) и был покорен его легкой, словно парящей манерой игры, филигранной техникой. В трио с барабанщиком оркестра Джином Крупой они записали в студии прекрасную тему «Bodу and Soul» (на мой взгляд, одно из лучших исполнений этой пьесы в истории джаза). После недолгих размышлений Гудмен бросил вызов расистам — вывел нового партнера на концертную сцену. «Трио Бенни Гудмена было как одна семья, — вспоминал Тэдди Уилсон. — Трое почувствовали себя братьями».

На волне успеха Гудмен пошел дальше. В его малых составах (он собирал их в течение всей карьеры, полагая, что только в небольших группах можно открыть глубины творчества) появились виртуоз-вибрафонист Лайонел Хэмптон и гитарист Чарли Крисчиен, пионер электро-гитары, ныне их имена в золотом фонде джаза.

Революция в Карнеги-Холле

Впрочем, излишне романтизировать эру свинга не стоит. Монстры шоу-бизнеса запустили хорошо отлаженный конвейер. Свинг приносил деньги. Причем всем заинтересованным сторонам. Фирмы звукозаписи получали от него 70% прибыли, многие бэнд-лидеры считали обычным делом гонорары в $15 тыс. в неделю, владельцы крупных отелей и танцзалов, в которых играли «свингмены», процветали как никогда. «Давай, давай, наяривай, музыкант, привлекай публику с деньжатами и ни о чем не думай, босс о тебе позаботится» — по этой формуле строились отношения с ангажированными музыкантами.

И количество часто губило качество. Не важно, под что ты танцуешь, больше перца, больше ритма, больше слащавого заварного крема в томных балладах, во время которых можно перевести дух в танцзале. Гудмен, как впрочем, и другие великие бэнд-лидеры, прошел коварный отрезок между Сциллой и Харибдой с минимальными потерями. Музыкант до мозга костей, он слишком заботился о чистоте своего профессионального мундира. В вечном соотношении «художник и бизнесмен» всегда побеждал первый. И потому, наверное, не оставался в накладе второй.

Пересвинговать блистательную команду Гудмена было невозможно. Пожалуй, это удалось лишь парням великого джазового барабанщика Чика Уэбба на знаменитой «битве оркестров» в гарлемском «Savoy» 11 мая 1937 года (4 тысячи человек в зале, еще 5 тысяч сдерживала на входе полиция). Но зато Гудмен с лихвой отыгрался на другой, самой престижной и уважаемой концертной площадке Америки, а, быть может, и всего мира.


Бенни Гудмен

Бенни Гудмен (30 мая 1909 — 13 июня 1986) — американский джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». | Бенни Гудмен, джаз, кларнетист, дирижер, Король свинга,




16 января 1938 года навсегда войдет в историю джаза. Впервые этот жанр, от которого когда-то воротили носы пуританские белые снобы, вошел в Карнеги-Холл, — академическую обитель страны. Джентльмены в смокингах, дамы в изысканных вечерних туалетах… Когда трубач оркестра Гарри Джеймс приоткрыл занавес и увидел все это богатое человеческое великолепие, он выдохнул: «Чувствую себя как блудница в храме». Публика довольно вяло, хотя и с настороженным интересом восприняла первые такты пьесы «Не будь такой». Гудмен, артистично улыбаясь, тем не менее нервничал. Чтобы в корне переломить ситуацию, требовалось чудо. И чудо разрозилось невероятным по энергетике соло Джина Крупы,словно воспламенившим виртуозно-громоподобным ритмом ударную установку. И грянул оркестр. Во всю мощь, с ураганным драйвом.

Чопорных дам и господ снесло с катушек. Они стали лихо отплясывать между кресел, в проходах, ничуть не уступая танцующей молодежи. А Бенни все поддавал жару, исполнив под занавес концерта искрометную мелодию Луи Примы «Sing, Sing, Sing».

Не пройдет и двух лет, как Гудмен вновь появится в Карнеги-Холле, но уже не как джазмен, а как солист Нью-йоркского симфонического оркестра. И зрители будут зачарованно внимать «Концерту для кларнета» Моцарта и «Первой рапсодии» Дебюсси. Все тот же Бенни Гудмен, всю жизнь утверждавший на сцене: ребята, бросьте абсурдное занятие делить музыку по жанрам, она бывает или хорошей, или плохой.

Весь мир в кармане

Уже вовсю полыхала Вторая мировая. И Гудмен, который наконец-то, как шутили его друзья, нашел время жениться (а позже и стать отцом двух дочерей), все чаще мыслями обращался к земле своих предков. К России. В 42-м американо-русский институт организовал концерт, в котором «король» исполнил на кларнете пьесу «Миссия в Москву» (в этом же концерте принял участие и Поль Робсон).

А во фронтовой Москве о Гудмене думал советский джазмен, великолепный пианист, руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета Александр Цфасман. В 44-м он написал чудесное «Интермеццо для кларнета и джаз-оркестра», посвященное Бенни Гудмену, и великий маэстро не раз исполнял эту композицию и записал ее на грампластинку.


Бенни Гудмен

Бенни Гудмен (30 мая 1909 — 13 июня 1986) — американский джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». Ему рукоплескали во всем мире, а во время гастролей в Таиланд сам король Таиланда, большой любитель джаза, сыграл с королем свинга в Королевском дворце в Бангкоке | Бенни Гудмен, джаз, кларнетист, дирижер, Король свинга, король Таиланда,

Но это к слову. После войны звезда биг-бэндов и эры свинга закатилась. На джазовую сцену вышли другие музыканты и другая музыка. Но Гудмен и не подумал спрятать свой кларнет в футляр. Следуют гастроли по всему миру и с оркестром, и с малыми составами. Ему рукоплещут и в Королевском дворце в Бангкоке (сам король Таиланда, большой любитель джаза, сыграл с королем свинга на кларнете), и в Бельгии на Всемирной ярмарке в Брюсселе, и в других странах. Фильм «История Бенни Гудмена» с успехом идет на экранах планеты, минуя Советский Союз, чему вряд ли стоит удивляться, делая поправку на холодную войну. И все же Гудмен, к нашей всеобщей радости, не миновал России. «Миссия в Москву» оказалась пророческой…

Продолжайте,не останавливайтесь!

Когда говорят, что Бенни Гудмен забрал на небеса (великий музыкант ушел из жизни 14 июня 1986 года) не только свой кларнет, но и вообще изъял из джазового обихода этот славный инструмент, то не очень-то и грешат против истины. Сегодня классных джазовых кларнетистов — единицы. Саксофон стал главным голосом этой музыки (знаю, найдутся желающие поспорить). Но без свинга, как утверждал в своей бессмертной композиции Дюк Эллингтон, и сама музыка ничего не значит.

Включите любую запись Гудмена, в которой он солирует, и вы непременно попадете в ауру удивительного звука — теплого, изящного, подвижного, исполненного страсти, радости и светлой печали, ощущения красоты бытия. В вашей крови начнут закипать пузырьки кислорода, а ноги и руки станут непроизвольно отмечать такт за тактом. Это значит, вы уже начали свинговать. Продолжайте, не останавливайтесь…

Прославленный американец тысячу раз убеждал нас в том, что музыкант джаза без свинга — голый король. И убедил каждого, кто по сей день с инструментом выходит на концертную, фестивальную или клубную сцены. Как-то замечательный мастер российской джазовой гитары Алексей Кузнецов сказал мне: «Старик, знаешь какая высшая награда для музыканта? Это сказать ему: ты сегодня отлично свинговал».


Бенни Гудмен

Бенни Гудмен (30 мая 1909 — 13 июня 1986) — американский джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга». Говорят, что Бенни Гудмен забрал на небеса свой кларнет. Сегодня классных джазовых кларнетистов — единицы. Саксофон стал главным голосом этой музыки. Но без свинга, как утверждал в своей бессмертной композиции Дюк Эллингтон, и сама музыка ничего не значит. | Бенни Гудмен, джаз, кларнетист, дирижер, Король свинга,




Подписываюсь под каждым словом. Как и под истиной, которая для меня ясна и понятна: в тугой пучок пульсирующего ритма вплетена и золотая нитка звуков Маэстро. Это как броский аншлаг в афише: «Сегодня свингует Бенни». Сегодня и всегда!


Владимир Каушанский

Владимир Каушанский, Contributor: Журналист, джазовый комментатор, историк джаза, педагог в области джазового образования, продюсер, заместитель генерального директора «Джаз-центра Юрия Саульского». Заслуженный деятель Московского музыкального общества. Свыше двадцати лет совмещает... (Подробнее...)