America Pictured Меню

Доктор Джаз

Его стараниями миллионы советских людей приобщились к джазу



На обложке:

Голос Америки
«Голос Америки»— радиостанция со штаб-квартирой в Вашингтоне, вещающая на английском и 45 других языках, включая русский. Основу эфира «Голоса Америки» составляют новостные, информационные и культурные программы. Деятельность «Голоса Америки» координируется Советом управляющих по вопросам вещания. Первый выход в эфир, 1942 год

Его называли голосом Америки

Уиллис Кларк Коновер

Уиллис Кларк Коновер (младший) (18 декабря 1920 года — 17 мая 1996 года) — американский джазовый продюсер и радиоведущий на радио «Голос Америки», проработавший там свыше сорока лет. Уиллис Коновер был продюсером джазовых концертов в Белом доме, на Ньюпортском джазовом фестивале, а также джазовой музыки для кино и телевидения. Начиная с 1955 года его радио-передача Music USA вещалась по всему миру, собирая у приёмников миллионы людей. 1969 год | Уиллис Кларк Коновер, Голос Америки, Music Usa, джаз, Time For Jazz, Ньюпортский джазовый фестиваль, Сара Воан,

Его называли голосом Америки

5.2K

Просмотров/Репосты

[Комментарии] Штрихи к портрету легендарного радиокомментатора «Голоса Америки» Уиллиса Коновера

Прошлый век, самое начало 60-х. Ядерный полигон под Семипалатинском. Мой отец – начальник гарнизонного Дома офицеров. Я повернутый на джазе школьник, самозабвенно наяривающий на аккордеоне для нашей ребячьей тусовки «In the Mood» из культового фильма «Серенада солнечной долины».

Мой первый педагог по музыке фанат-джазмен, обладатель великолепной коллекции американских грампластинок. Он-то и сообщил мне полушепотом, что есть такая радиостанция «Голос Америки» (это я знал и без него), а на ней программа «Music U.S.A.», транслирующая «Королей джаза» (а вот этого я не знал)…

Ночью, дождавшись пока уснут родители, я пробрался в нашу крохотную гостиную, включил старую радиолу «Латвия» и медленно повел ручкой настройки на коротких волнах. Ровно в «час икс» сквозь потрескивание эфира чей-то завораживающий бархатный баритон произнес: «Time for Jazz! This is Willis Conover…» И грянули музыкальные позывные, первые аккорды темы, которую, благодаря Коноверу, не могу без волнения слушать и по сей день: «Take the «A» Train» Билли Стрейхорна в исполнении оркестра Дюка Эллингтона.

На следующую ночь я завел маленький блокнотик, куда стал заносить имена и фамилии музыкантов из программ Коновера. Безбожно перевирая и то, и другое. Блокнотик этот я хранил с тщательностью агента, прячущего от посторонних глаз шпионские примочки…

В своей тмутаракани я не мог и предположить, что к радиоприемникам в те же самые минуты (с поправкой на часовые пояса) на всем пространстве СССР подсаживаются тысячи и тысячи людей – музыкантов, физиков и лириков, рыбаков и конструкторов, врачей, электронщиков и бог знает представителей каких профессий. По всему миру эта аудитория исчислялась миллионами людей, настраивающихся на волну «Голоса Америки» с одной лишь целью: услышать стопроцентный американский джаз. И его великого проповедника Уиллиса Коновера.

«Time for Jazz»


Уиллис Кларк Коновер

Уиллис Кларк Коновер (младший) (18 декабря 1920 года — 17 мая 1996 года) — американский джазовый продюсер и радиоведущий на радио «Голос Америки», проработавший там свыше сорока лет. Уиллис Коновер был продюсером джазовых концертов в Белом доме, на Ньюпортском джазовом фестивале, а также джазовой музыки для кино и телевидения. Начиная с 1955 года его радио-передача Music USA вещалась по всему миру, собирая у приёмников миллионы людей. | Уиллис Кларк Коновер, Голос Америки, Music Usa, джаз, Time For Jazz, Ньюпортский джазовый фестиваль,

Вот уже двадцать с лишним лет сам проповедник покоится на Арлингтонском кладбище (он умер 17 мая 1996 года), а его голос остается с нами. Как и музыка, в которую он влюбил полсвета.

Что касается нас… «От Москвы до самых до окраин» богатый обертонами баритон воспринимался как глоток свободы для страны, в которой американский джаз считался ядовитым оружием западной пропаганды. Грустный парадокс: обретя вселенскую известность, Коновер оставался неизвестным в Штатах, где радиовещание идет на других частотах. Программа Уиллиса предназначалась совсем для других ушей. «Made in the U.S.A.» на вынос… И обладатели этих ушей присвоили своему кумиру прозвище «джаз», которым Коновер гордился всю жизнь.

Как гордился и тем, что, начиная с января 1955 года, он входил в каждый дом по ту сторону океана шесть раз в неделю, со своей 45-минутной международной радиопрограммой «Music U.S.A.», которую вел из вашингтонской студии «Голоса Америки».

Потрясающий коктейль из музыки и емких комментариев автора. Стоило «пригубить» из радиоэфира – и ты обретал друзей из числа великих американских джазменов, был в круге больших и малых событий джазовой жизни, открывал для себя все новых и новых музыкантов из разных стран, в том числе из Советского Союза (о чем чуть ниже). Чтобы приготовить этот коктейль «погорячее», Коновер мотался по фестивальным и концертным площадкам разных континентов.

Он казался своим слушателям могучим Зевсом, управляющим джазовыми стихиями мира (вот он магнетизм неповторимого голоса Уиллиса, который не раз сравнивали с голосом нашего Юрия Левитана). А этот красивый человек с детскими любопытными глазами, спрятанными за роговой оправой очков, был скорее затворником студии №16 «Голоса Америки». И запомнился коллегам в стертых шлепанцах, с сигаретой в зубах, среди вороха пластинок и километров магнитной пленки. Бесполезно искать его имя среди тех, кто увековечен на джазовом Олимпе. Коновер не был музыкантом, хотя потрясающее чувство юмора и подвигло его записать сингл-сорокопятку в качестве «мастера художественного свиста», исполнившего джазовые стандарты в сопровождении известных музыкантов. А может, к свисту Уиллиса примешивалась толика тоски по подлинному исполнительству? Поди узнай… Но для меня несомненно одно: без этого человека энциклопедических знаний наши представления о джазе – любимом детище 20 века – были бы во сто крат беднее.


Уиллис Кларк Коновер

Уиллис Кларк Коновер (младший) (18 декабря 1920 года — 17 мая 1996 года) — американский джазовый продюсер и радиоведущий на радио «Голос Америки», проработавший там свыше сорока лет. Уиллис Коновер был продюсером джазовых концертов в Белом доме, на Ньюпортском джазовом фестивале, а также джазовой музыки для кино и телевидения. Начиная с 1955 года его радио-передача Music USA вещалась по всему миру, собирая у приёмников миллионы людей. | Уиллис Кларк Коновер, Голос Америки, Music Usa, джаз, Time For Jazz, Ньюпортский джазовый фестиваль,

Уиллис впервые вышел в эфир в 1939 году 18-летним студентом колледжа. Потом служба в армии в годы Второй мировой, вашингтонская радиостанция. В ней, помимо всего прочего, Коновер составлял программы джазовой музыки. И однажды был приглашен в качестве конферансье вести концерт оркестра, созданного молодыми джазменами. Вскоре на фирме «Брунсвик» вышла пластинка с записью этого концерта, удостоенная пяти звездочек журнала «Даун бит».

И началось!

Импозантный, динамичный, с хорошей улыбкой, манерами шоумена, дивным обволакивающим голосом, Коновер вполне мог податься в Голливуд. Но его карьера была предрешена. Уиллис устраивал концерты, вел программы в вашингтонских джаз-клубах, представлял звезд джаза на сцене театра «Хауард», где в конце 40-х – начале 50-х блистали Чарли Паркер, Майл Дэвис, Телониус Монк, Стэн Гетц, Бадди Рич, Бад Пауэл, Колман Хокинс, Рой Элдридж… Уиллис стал своим в американской джазовой элите. Его манера ведения концертов была проста и радушна, естественна и лишена самолюбования. А в коротких прелюдиях Коновера содержалось столько информации, что они вполне заменяли курс истории джаза. Минимум себя на сцене, максимум любви к музыкантам и их музыке.

И пришел тот самый счастливый случай. «Голосу Америки» понадобился ведущий джазовых программ. Уиллис предложил свои услуги и был принят.

Но радио – далеко не весь Коновер. А легендарные фестивали в Ньюпорте (Род-Айленд) и Новом Орлеане? А уникальные концерты в престижных нью-йоркских залах и вашингтонском Кеннеди-центре? Он был душой, организатором и вдохновением джазовых действ. Именно Коноверу доверили составить программу и вести концерт в Белом Доме, когда президент Ричард Никсон чествовал Дюка Эллингтона по случаю 70-летия великого музыканта. Именно с подачи Уиллиса Национальный Фонд искусств стал покровительствовать джазу и выплачивать стипендии молодым талантам.


Уиллис Кларк Коновер

Уиллис Кларк Коновер (младший) (18 декабря 1920 года — 17 мая 1996 года) — американский джазовый продюсер и радиоведущий на радио «Голос Америки», проработавший там свыше сорока лет. Уиллис Коновер был продюсером джазовых концертов в Белом доме, на Ньюпортском джазовом фестивале, а также джазовой музыки для кино и телевидения. Начиная с 1955 года его радио-передача Music USA вещалась по всему миру, собирая у приёмников миллионы людей. С Луи Армстронгом | Уиллис Кларк Коновер, Голос Америки, Music Usa, джаз, Time For Jazz, Ньюпортский джазовый фестиваль, Луи Армстронг,

Среди наград этого удивительно скромного подвижника я бы выделил, на мой взгляд, самую существенную – премию звукозаписывающей промышленности Америки «За использование музыки для наведения культурных мостов между народами мира».

Мост в Россию

Построенный Коновером джазовый мост, соединивший Америку и Россию, гораздо более уникальное сооружение, чем Золотой мост в Сан-Франциско или Бруклинский в Нью-Йорке. Или любой другой…

«Уиллис Коновер? Это наше все!» – скажет вам любой российский джазмен-шестидесятник». Здесь нет ни грана лукавства или хвалебного пережима. Именно голос Уиллиса сделал талантливых музыкантов бывшего Союза всемирно известными в то время, когда партийные идеологи «выпрямляли» нашим джазменам саксофоны и перекрывали им путь на концертную сцену. Формула «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст» – не только реликт эпохи «холодной войны» и памятник чиновничьей глупости. Это идеологический смог того времени, в котором трудно дышалось легким, но который не смог запудрить мозги и сделал более стойкими души. Во многом благодаря радиокомментатору из вашингтонской студии «Голоса Америки».

Перефразируя старый анекдот, попасть в программу Коновера для наших джазовых музыкантов было все равно, что скрипачу заполучить скрипку Страдивари, а чекисту выстрелить из револьвера товарища Дзержинского.

Коновер дарил эфир и дружбу Олегу Лундстрему и Герману Лукьянову, Алексею Козлову и Георгию Гараняну, Давиду Голощекину, Игорю Брилю и Александру Осейчуку… Этот список можно продолжить. Целая команда российских музыкантов, ныне народных, заслуженных, ставших профессорами, прозвучала в программе «Music U.S.A.». А были еще и живые встречи с Коновером в Москве и Праге, Варшаве и Белграде, Дебрецене, Вашингтоне и Нью-Йорке…


Уиллис Кларк Коновер

Уиллис Кларк Коновер (младший) (18 декабря 1920 года — 17 мая 1996 года) — американский джазовый продюсер и радиоведущий на радио «Голос Америки», проработавший там свыше сорока лет. Уиллис Коновер был продюсером джазовых концертов в Белом доме, на Ньюпортском джазовом фестивале, а также джазовой музыки для кино и телевидения. Начиная с 1955 года его радио-передача Music USA вещалась по всему миру, собирая у приёмников миллионы людей. Первый приезд в Польшу | Уиллис Кларк Коновер, Голос Америки, Music Usa, джаз, Time For Jazz, Ньюпортский джазовый фестиваль,

Уиллис приходил за кулисы после концертов, посещал «джемы», приглашал в свою студию, представлял российских джазменов в поездках по Штатам. Если бы каждый из наших музыкантов, запущенных в эфир заокеанским другом, написал пускай маленькую главку о своих встречах с Уиллисом на коротких волнах «Голоса Америки» и наяву, получилась бы внушительных размеров книга. Книга любви и признательности. Быть может, такая книга когда-нибудь и появится. Вот только Коновер ее уже не прочтет.

«У микрофона Мария Силиберти…»

…Начинаем нашу программу «Беседы с Уиллисом Коновером о джазе»».

Помните? 30 минут эфира по понедельникам и средам. Еще 45 минут по воскресеньям – «Джаз для коллекционеров», еще 15 минут – «Новости джаза». На отличном русском языке.

Судьба свела Марию Силиберти с Уиллисом Коновером при весьма любопытных обстоятельствах.

В 1961-м Мария поступила на работу в русский отдел «Голоса Америки» (солидное университетское образование плюс знание русского языка) и уже через три дня была командирована в СССР вместе с американской передвижной выставкой. Киев, Москва, Тбилиси…


Уиллис Кларк Коновер

Уиллис Кларк Коновер (младший) (18 декабря 1920 года — 17 мая 1996 года) — американский джазовый продюсер и радиоведущий на радио «Голос Америки», проработавший там свыше сорока лет. Уиллис Коновер был продюсером джазовых концертов в Белом доме, на Ньюпортском джазовом фестивале, а также джазовой музыки для кино и телевидения. Начиная с 1955 года его радио-передача Music USA вещалась по всему миру, собирая у приёмников миллионы людей. Москва | Уиллис Кларк Коновер, Голос Америки, Music Usa, джаз, Time For Jazz, Ньюпортский джазовый фестиваль, Сара Воан,




Силиберти поразило следующее: сотни посетителей выставки расспрашивали о каком-то Уиллисе Коновере, который вел по «Голосу Америки» для Советского Союза джазовые передачи. Интересовались: кто он, этот человек, с потрясающим тембром голоса, обширными познаниями, тонкими комментариями? Можно ли написать ему? Прислать заявки? Популярность программы виделась Марии из Москвы просто обвальной. И где – за «железным занавесом»!

Вернувшись в Штаты, она сделала официальный доклад о поездке, сообщив руководству и о толпах поклонников передач Коновера. Босы «Голоса Америки» слушали Марию в полной тишине и с неподдельным интересом. После доклада к ней подошел импозантный мужчина в светлом костюме, поправил очки, обезоруживающе улыбнулся и протянул руку: «Хелло, я – Уиллис Коновер. Спасибо за все, что вы для меня сделали. Не хотели бы поработать со мной?».

Что, собственно, она для него сделала, Мария поняла много позже. Шефы радиостанции собирались закрыть программу Уиллиса. Да, она была яркой и по форме, и по содержанию, и по уровню профессионализма ведущего. Но какого черта, говорили они, тратить драгоценные часы, чтобы развлекать русских с помощью звезд американского джаза? Не лучше ли запустить больше программ о преимуществах американского образа жизни? О богатой стране, в которой все лучше, чем в бедных Советах. Лучше экономика, мощнее промышленность, несравнимо качество жилья, нет проблем с продуктами…

Вот о чем надо больше говорить в эфире. А тут джаз!.. Доклад Силиберти подоспел как нельзя кстати. Вектор мнений изменился. А почему бы, собственно, и нет? Эдакий коктейль из блюд «Холодной войны» и горячего джаза…

Предложение Уиллиса перейти в его программу повергло Марию в шок: всемирно известный комментатор и никому неизвестная молодая сотрудница…


Мария Силиберти

Мария Силиберти много лет проработала с Уиллисом Коновером на Голосе Америки. 1976 год | Мария Силиберти, Уиллис Кларк Коновер, Голос Америки, Music Usa, джаз, Time For Jazz,

Осенью 2000-го года,будучи в Америке, я договорился о личной встрече с Марией Силиберти. Маленький, утопающий в зелени городок Силвер Спринг, примерно в часе езды от Вашингтона. Скромный розоватый дом, старый сад, лужайка, освещенная солнцем, седовласая худенькая хозяйка на пороге, традиционное американское гостеприимство… Я включил микрофон и первым делом услышал: «У микрофона Мария Силиберти…» И мы рассмеялись. Контакт был установлен мгновенно.

– Мария, а может это был знак благодарности? Галантность джентльмена которого выручила очаровательная женщина?

– Вряд ли. Уиллис был профессионал высокой пробы, жил музыкой, и только ей одной. Скорее, он вычислил мои возможности, узнал о моем увлечении джазом. Или просто разглядел мою заводную славянскую натуру. Он питал глубокую привязанность к польской музыке и польским музыкантам.

– У вас польские корни?

– Да. «Еще польска не сгинела» (смеется). Мое увлечение джазом началось после того, как я побывала на концерте Луи Армстронга в университете Делавэр, в котором училась. И, к слову, усиленно изучала русский язык. Вы не находите в этом некий знак судьбы?

– Но согласитесь, для того, чтобы на равных работать с Уиллисом – явно недостаточно.

– Безусловно. Коновер стал моим неформальным учителем. Он давал мне слушать свои программы и познакомил с великими музыкантами. Он звонил мне и говорил: «Мария, срочно приходи в студию, я записываю интервью с Оскаром Питерсоном». Или это был Луи Армстронг. Или Стэн Гетц. Я тянулась за Уиллисом. И все свободное время читала, читала, читала о джазе. Рядом все-таки был гигант, голос которого обладал фантастической энергетикой.

– Мария, я сам получил первое джазовое образование из передач Коновера. Страшно не высыпался, поскольку слушал все ночные повторы. А вот «Беседы с Уиллисом Коновером о джазе» ваша идея?


Голос Америки

«Голос Америки»— радиостанция со штаб-квартирой в Вашингтоне, вещающая на английском и 45 других языках, включая русский. Основу эфира «Голоса Америки» составляют новостные, информационные и культурные программы. Деятельность «Голоса Америки» координируется Советом управляющих по вопросам вещания. Почтовая марка 1967 года | Голос Америки, радио, Уиллис Кларк Коновер, Music Usa, джаз, Time For Jazz,

– Моя. Для слушателей это был прорыв к новым знаниям. Уиллис высоко ценил наши диалоги. Да и «шишки» «Голоса Америки» отнеслись к ним благосклонно. А потом я сделала свои собственные программы – «Джаз для коллекционеров» и пятнадцатиминутные «Новости джаза». Но за ними стоял взгляд Уиллиса. Его советы, рекомендации. Как-то он сказал мне, что я сняла с него большую нагрузку. Уиллис постоянно испытывал цейтнот. Все время смотрел на часы. Он ведь еще готовил передачи с другими отделами. Мчался на фестивали, вел концерты…

– Он влиял на процесс распространения джаза по миру, но и джаз наверняка влиял на него?

– Знаете в чем? Уиллис обожал импровизировать. По ходу передачи он вдруг вспоминал какие-то яркие детали, скажем, нью-портовского фестиваля и…все шло в другом направлении, причем на три или четыре программы вперед. Зрелость и мудрость уживались в нем с восторженностью и романтизмом ребенка-непоседы. Из таких натур вырастают гении.

– Как вы учитывали интересы и запросы слушателей в СССР? Вы получали много писем?

– Как раз немного. А вот личные контакты… Коновер не раз приезжал в Союз, имел там уйму друзей. Ему устраивали ошеломительные приемы. Вокруг всегда толпились люди. Он мог днями и ночами общаться с музыкантами, а вернувшись домой, садился составлять программы с участием советских джазменов. Кроме того, он получал огромное количество писем и всегда был хорошо информирован.

– По-моему, даже лучше, чем многие американские политики, хотя сам Коновер никогда не политизировал свои передачи.

– Никогда! Он всю жизнь стремился к объединению музыкантов. Политикам же часто присуще разделять. Уиллис часто повторял: в России есть потрясающие исполнители джаза. Более того, и он, и я, обнаружив русские корни у американских джазменов, старались обязательно подчеркнуть это в эфире…

– Помню, помню… Именно из ваших с ним передач я впервые узнал о русских корнях Билла Эванса, одного из самых любимых американских джазовых пианистов в России.


Билл Эванс

Билл Эванс (16 августа 1929 — 15 сентября 1980) американский джазовый пианист и композитор. Билл Эванс — один из наиболее значимых джазовых пианистов XX века. Его утончённые аккордовые построения настолько изощрённы и индивидуальны, что их заимствование доступно лишь немногим пианистам. Очень популярный даже среди неджазовой аудитории своими тонкими интерпретациями баллад, Эванс в минуты вдохновения мог импровизировать и свинговать как никто другой. Эванс оказал значительное влияние на развитие фортепианного трио и камерного джаза | Билл Эванс, джазовый пианист, камерный джаз, Уиллис Кларк Коновер, Голос Америки, Music Usa, Time For Jazz,

– Да, мать Эванса, если я не ошибаюсь, носила фамилию Сорокина. Сам Эванс жил в небольшом городке в штате Пенсильвания, где была значительная русская община, посещал православную церковь. Коновер рассказывал, что Эванс готовился приехать на гастроли в Союз. Но… в журнале «Даун бит» появилось его письмо с протестом против ввода советских войск в Афганистан. И гастроли не состоялись.

– Ваша дружба с Коновером растянулась на долгие годы…

– Я провела с этим человеком лучшие годы моей жизни. С 1961-го по конец 80-х. Моя карьера стала развиваться в несколько ином направлении. Но это уже другая история. А Уиллис…Он светлый и неповторимый луч света в моей судьбе…

– Вам, Мария, редактору книги о Коновере, наверное, легче, чем кому бы то ни было, ответить на вопрос: каким он был, в чем стержень его натуры?

– Его стержень – доброта. Уиллис многим, и совершенно бескорыстно, помогал, поэтому его всегда ранила чья-то черствость. Он был идеалистом, поэтом, романтиком. Отсюда проблемы в личной жизни, в которой он испытал немало разочарований. Никто не знал, сколько слоев в его характере. То, что он показывал миру, далеко не весь Коновер.

И еще… Уиллис радовался общению и был счастлив, что его считают своим друзья-музыканты. Я не забуду, как поздно ночью, когда в Нью-Йорке мы вместе побывали на концерте Оскара Питерсона, Коновера окружили джазмены и благодарили за поддержку. Боже, как светились глаза Уиллиса!

– Вы не хотели бы сами написать о нем?

– Быть может, когда-нибудь… Но сначала пусть выйдет его биография. Пусть мир узнает, что был такой человек. Он отдал себя людям до последней искры жизни. Уиллис приходил на студию уже неизлечимо больным. Страшно похудел. Его пожирал рак. Остался лишь голос…Божественный и вдохновенный голос Уиллиса Коновера. На его похоронах были великие музыканты Америки, его друзья – Дэйв Брубек, Пакито Де Ривера, Мэриен Мак Партленд… Играл прекрасный российский басист Виктор Двоскин. А через месяц на мемориальном концерте в честь Коновера играл другой ваш соотечественник – трубач Валерий Пономарев.

– Сегодня российские джазмены, выступающие в Штатах, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. И наоборот. Коновер был бы счастлив.

– Мы с Уиллисом мечтали об этом времени. Как видите, мечта сбылась. В этом еще одна грань самореализации Коновера.

– Так не пора ли провести в Москве фестиваль или хотя бы дни памяти Уиллиса Коновера? Вместе с американцами вспомним о нем на сцене…

–Прекрасная идея. Давайте подумаем об этом вместе. Считайте, что американские музыканты – за!

– Российские, считайте, тоже!

***
Что к этому добавить? Беседа с Марией Силиберти получила продолжение. На джазовой орбите произошла «стыковка» Посольства США в Москве и Московского джаз-–ангажемента Юрия Саульского. И грянул 6 Московский международный джаз-фестиваль памяти Уиллиса Коновера.Он состоялся в Москве,в Центральном доме кинематографистов 5 и 6 июля 2001 года. Из-за океана прилетели на концерты высокопоставленные представители Госдепа США и радиостанции «Голос Америки». Но, главное, – звезды американского джаза – саксофонист Майкл Брекер, пианист Джоуи Кальдераццо, басист Крис Мин Доки, барабанщик Джефф «Тэйн» Уоттс…А рядом, в фестивальной программе, российские корифеи, прошедшие эфир Коновера, – Алексей Козлов, Игорь Бриль, Давид Голощекин, Александр Осейчук… И компания молодых джазменов России и Америки.

После фестиваля у меня остался бесценный подарок – двойной CD интервью Уиллиса Коновра с титанами американского джаза. Остался его голос, подлинный голос Америки. Осталось радостное ощущение того, что мост, который построил Уиллис, теперь наполнился двусторонним движением. Но об этом как-нибудь в другой раз.

В моем блокноте до сих пор хранятся отзывы о том грандиозном событии самих участников фестиваля,на котором мне довелось выступить в роли ведущего.

Алексей Козлов, саксофонист, создатель и лидер группы «Арсенал»:


Алексей Козлов

Алексей Семенович Козлов (13 октября 1935) — советский и российский саксофонист и джазмен, основатель советского коллектива «Арсенал». Композитор, исполнитель, актёр, публицист, писатель. Участник и лауреат многочисленных отечественных и зарубежных фестивалей джаза. Автор книг «Рок: истоки и развитие», «Козёл на саксе», «Джазист» и т. д. Автор музыки ко многим театральным постановкам, кино- и видеофильмам. | Алексей Козлов, саксофонист, джазмен, Арсенал, Голос Америки,

– Впервые он приехал в СССР в 67-году. Побывал на фестивале в Таллине, посетил Ленинград, появился в Москве на фестивале «Джаз–67», вышел к микрофону и произнес всеми узнаваемые слова: «Time for Jazz!». Что тут началось! Вторая наша встреча – 69-й. Очередной Московский международный кинофестиваль. Уиллис привез документальный фильм о вручении Дюку Эллингтону в Белом доме из рук президента Никсона Ордена Свободы. В 1978 году в Варшаве на фестивале «Джаз Джембори» (я выступал там с «Арсеналом») я поблагодарил Уиллиса за колоссальную поддержку, которую он оказал мне и ансамблю в конце декабря 1974-го. Мы находились под полным запретом властей. А Коновер дал в эфир запись неофициального концерта «Арсенала» в Спасо-Хаусе, резиденции американского посла в Москве. Это укрепило международную репутацию «Арсенала», сработало на авторитет группы у нас в стране. Кроме того, нас сразу оставили в покое бдительные ребята с Лубянки…

Алексей Кузнецов, джазовый гитарист:

– Впервые я прозвучал в его программе в середине 60-х. Это была запись выступления моего квартета на Московском джаз-фестивале. Однажды я сыграл для Коновера в Варшаве «Summertime» Гершвина. Уиллису очень понравилось, и он сказал мне: «Отныне буду называть вас «Алексей Summertime». Это было лучшее мое джазовое прозвище в жизни.

Юрий Саульский, президент Московского джаз-ангажемента:

– Коновер озарил своей гигантской личностью целый пласт культуры. Каждый его выход в эфир объединял в единое братство всех джазовых музыкантов мира. В годы «холодной войны» он продолжал наводить мосты поверх идеологических барьеров и поселил в дружной семье джазменов и наших соотечественников. Мы этого никогда не забудем.


Владимир Каушанский

Владимир Каушанский, Contributor: Журналист, джазовый комментатор, историк джаза, педагог в области джазового образования, продюсер, заместитель генерального директора «Джаз-центра Юрия Саульского». Заслуженный деятель Московского музыкального общества. Свыше двадцати лет совмещает... (Подробнее...)