America Pictured Меню

СТРАННЫЕ ЛЮДИ

Olga Pokrovskaya
Editor-in-chief, America Pictured

Трудно представить, что сегодня в Америке живут тысячи людей, для которых время остановилось



На обложке:

Амиши
Амиши — религиозное движение, зародившееся как самое консервативное направление в меннонитстве (разновидность анабаптизма) и затем ставшее отдельной протестантской религиозной деноминацией. Амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать многие современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей было вынуждено, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку, а оставшиеся в Европе постепенно вновь объединились с меннонитами. В настоящее время большинство амишей проживают в США и Канаде.

В их жизни за 300 лет почти ничего не изменилось

Амиши

Амиши — религиозное движение, зародившееся как самое консервативное направление в меннонитстве (разновидность анабаптизма) и затем ставшее отдельной протестантской религиозной деноминацией. Амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать многие современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей было вынуждено, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку, а оставшиеся в Европе постепенно вновь объединились с меннонитами. В настоящее время большинство амишей проживают в США и Канаде. | Амиши, меннониты, анабаптизм, Якоб Амман, Пенсильвания,

В их жизни за 300 лет почти ничего не изменилось

Olga Pokrovskaya
Editor-in-chief, America Pictured

3.3K

Просмотров/Репосты

[Комментарии] Речь идет об амишах. Их история началась задолго до переезда в Америку, в 16 веке в Европе, времени Реформации. Это была секта анабаптистов, которые требовали вторичное крещение в сознательном возрасте, отрицали церковную иерархию, осуждали богатство и призывали к ведению общего хозяйства. В основном последователи этого религиозного движения проживали в Швейцарии, Германии и Нидерландах. У себя на родине они подвергались гонениям, и в начале 1700 годов амиши решают переехать Америку, где селятся в Пенсильвании.

Почему же они выбрали именно этот штат? Все очень просто – отец-основатель штата Уильям Пенн одним из основных принципов новой колонии провозгласил религиозную терпимость, и не только провозгласил, но и на деле ее поддерживал. На одной и той же улице в Филадельфии в то время могли находиться церкви самых разных конфессий, и все жили в мире и относительном согласии. Именно здесь последователи Якоба Аммана, духовного лидера амишей, нашли покой. С тех пор, центром их общины считается город Ланкастер в Пенсильвании, хотя амишей можно встретить во многих других штатах США и даже в Канаде. Но самое интересное, что с тех пор в их жизни и быту очень мало что изменилось.

Как они работают


Амиши

Амиши — религиозное движение, зародившееся как самое консервативное направление в меннонитстве (разновидность анабаптизма) и затем ставшее отдельной протестантской религиозной деноминацией. Амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать многие современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей было вынуждено, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку, а оставшиеся в Европе постепенно вновь объединились с меннонитами. В настоящее время большинство амишей проживают в США и Канаде. Такие дорожные знаки ставят в местах проживания амишей | Амиши, меннониты, анабаптизм, Якоб Амман, Пенсильвания,

Итак, чтобы посмотреть на амишей и немного познакомиться с их жизнью, несколько лет назад мы отправились в графство Ланкастер. Практически сразу, еще до встречи с самими амишами, понимаешь, что находишься на их территории – больше нигде в США не встретишь на дороге указатель, на котором изображена повозка с лошадью. Дело в том, что местные жители не используют ни автомобили, ни тракторы. Единственное средство передвижения для них – это повозка, запряженная одной лошадью, так называемая «багги». Еще больше удивляешься, когда видишь, что и поля они обрабатывают старым дедовским способом, при помощи лошадки, впряженной в плуг или сеялку.

И это в передовой Америке? Может это просто какой-то рекламный трюк? Но вскоре все эти вопросы отпадают сами собой, поскольку понимаешь, что это образ жизни, ничего общего с пиаром не имеющий. Более того, назойливый интерес туристов, которых здесь великое множество, воспринимается амишами как неизбежное зло, но они ничего с этим поделать не могут, поэтому стараются как-то приспосабливаться. Единственное, против чего они всегда возражают – фотографирования. Религия запрещает им фотографироваться, поэтому единственное, что можно сделать, так снять их незаметно, сзади, или из окна машины, чтобы они не видели.

А выглядят они очень необычно. Во-первых, одеваются амиши только в домотканую одежду. Кроме того, они не признают пуговицы – только крючки. Все женщины носят длинные платья синего, зеленого или черного цвета, а на голове обязательный чепчик, причем замужние дамы носят белые кружевные, а незамужние девушки – простые черные чепчики. А еще они никогда в жизни не стригут волосы. Кроме того, женщинам запрещено носить украшения, даже обручальных колец у них нет. Что касается мужчин, то мальчики и мужчины одеваются одинаково: в темные брюки с подтяжками и обязательной жилеткой и простые рубашки обычно белого или синего цвета. И непременно шляпа. Отличить женатого мужчину очень просто – у него борода; но никогда вы не увидите амиша с усами. Оказывается, в прошлом усы обычно носили военные, а амиши – убежденные пацифисты, поэтому они не приемлют ничего, хоть как-то связанного с армией. А борода означает мужественность и зрелость. Во всяком случае, амиши считает именно так.


Амиши

Амиши — религиозное движение, зародившееся как самое консервативное направление в меннонитстве (разновидность анабаптизма) и затем ставшее отдельной протестантской религиозной деноминацией. Амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать многие современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей было вынуждено, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку, а оставшиеся в Европе постепенно вновь объединились с меннонитами. В настоящее время большинство амишей проживают в США и Канаде. | Амиши, меннониты, анабаптизм, Якоб Амман, Пенсильвания,




Как они живут

Дома амишей очень легко отличить от других домов – к ним не тянутся электрические провода. Почему? Просто амиши не пользуются электричеством. По их мнению, электрические провода символизируют связь со всем остальным миром, а их религия это отрицает. Поэтому еще в 1919 году духовные лидеры амишей постановили, что использование электричества будет во вред всему сообществу. И до сих пор в домах амишей нет электричества, хотя они могут использовать другие альтернативные источники энергии – например, газ. Они не смотрят телевизор, не пользуются компьютерами, стиральными машинами и массой других вещей, без которых американцы (да и мы тоже) не могут представит себе свою жизнь. А все интернетовские сайты амишей, которых довольно много, поддерживают «сочувствующие» не амиши.

Более того, и с образованием у них не все обычно. Дети посещают школу только до 8 класса, а дальше учиться никто не идет. Считается, что такого образования достаточно, чтобы обрабатывать землю или работать в кузнице – обычно дети работают вместе с родителями. Ходят они в так называемую «one room school» – в такой школе все дети учатся вместе, вне зависимости от возраста. Учителя – тоже свои, местные; преподавать может только молодая незамужняя девушка.


Амиши

Амиши — религиозное движение, зародившееся как самое консервативное направление в меннонитстве (разновидность анабаптизма) и затем ставшее отдельной протестантской религиозной деноминацией. Амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать многие современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей было вынуждено, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку, а оставшиеся в Европе постепенно вновь объединились с меннонитами. В настоящее время большинство амишей проживают в США и Канаде. Школа амишей | Амиши, меннониты, анабаптизм, Якоб Амман, Пенсильвания,




Амиши живут большими семьями, я бы даже сказала, кланами. Вся семья работает вместе – в поле, на скотном дворе, в кузнице. Женщины обычно занимаются рукоделием, обшивают своих родичей, или изготавливают на продажу всевозможные сувениры и так называемые квилты «quilts» – это изделия из лоскутков, причем сделанные вручную, что в Америке очень ценится, и порой цена за такое изделие может достигать нескольких сотен, а то и тысяч долларов.

Как они женятся

Интересен свадебный обряд у амишей. Примерно в возрасте 16 лет юноши и девушки начинают подыскивать себе пару. Дело это очень ответственное – «половинка» выбирается раз и навсегда (амиши не признают разводов), поэтому молодежь с выбором не спешит. Только к 20-ти годам они, наконец, делают свой выбор. Но прежде чем стать мужем и женой, жених и невеста должны пройти несколько «стадий». Прежде всего, они должны присоединиться к церкви амишей и покреститься – это самая важная часть подготовки к свадьбе. Далее молодой человек просит девушку стать его женой и дарит ей часы или фарфоровый сервиз. Как мы уже знаем, женщинам запрещено носить драгоценности, так что ни о каком колечке девушка не может и мечтать. Сговорившись между собой, молодые держат это в секрете от всех до июля или августа, и только тогда девушка сообщает новость своей семье.

Подготовка же к свадьбе начинается только после 11 октября, когда собран весь урожай. В церкви зачитывается список пар, которые собираются пожениться. В конце службы дьякон оглашает имена девушек, а их отцы сообщают дату свадьбы и приглашают всех членов общины на торжество. Самое интересное, что в этот день молодым запрещено приходить в церковь. Они должны остаться наедине дома, где невеста готовит для своего суженого обильный ужин. А после возвращения семьи из церкви, девушка официально знакомит родителей со своим женихом.

После этого ждать остается всего несколько дней. Жениху и невесте разрешать только один раз встретиться с друзьями и вместе попеть (одно из немногих доступных им развлечений, но исполняют они только церковные песнопения…). Жених должен обойти всех родственников и знакомых и лично передать приглашения на свадьбу.

А больше всего забот перед свадьбой ложится на плечи невесты – она должна не только помочь матери приготовить праздничный стол, но и сшить себе свадебное платье. Причем голубого цвета, при этом его фасон мало чем отличается от повседневного.

Амиши очень практичны, и свадебное платье должно прослужить невесте еще много-много лет – она будет надевать его на воскресные службы, да и похоронят ее в нем же. Говорят, что у женщин общины амишей в жизни бывает не более четырех платьев, зато множество передничков и чепчиков…

Но вернемся к нашей невесте. Никаких украшений на ней не будет, даже букетик цветов запрещен. Жених одет в черный костюм с подтяжками, белую рубашку (что интересно, нигде не говорится, сколько рубашек положено мужчине на всю жизнь), черные ботинки и чулки (а не носки!), черный галстук (свадьба – одно из немногих мероприятий, когда амиши повязывают галстук, но это не современный модный аксессуар, а допотопная «ленточка»).

Предсвадебные хлопоты начинаются в 4 часа утра!!!. Нужно подоить коров, накормить живность, убраться… Помощники подходят после 6 утра. К 7 утра они уже успевают позавтракать, переодеться и собраться на кухне в ожидании остальных гостей. Обычно приглашается от 200 до 400 родственников. В 8.30, когда все в сборе, начинается сама церемония. Длится она 3 часа. Наконец молодые объявлены мужем и женой, и все гости приглашаются к столу. Свадебное меню обычно везде одинаково – надо сказать, что амиши любят поесть и готовят очень вкусно.

Не забывайте, что они употребляют в пищу только продукты собственного изготовления, без всякой химии и удобрений, так что это действительно очень вкусная и здоровая пища, но подробнее об этом чуть ниже.

Итак, на свадьбе подают жареных цыплят, картофельное пюре, сельдерей, салат из шинкованной капусты, яблочный соус, вишневый пирог, пончики, фруктовые салаты, пудинг из сладкого картофеля, хлеб, масло и всевозможные джемы. После застолья гости играют в различные игры или просто отдыхают до ужина, такого же обильного, как и обед, но с другим набором блюд: опять подают цыпленка, но теперь к нему предлагают макароны, сладкий картофель, сыр, тыквенный и лимонный пироги, разнообразные пирожные и печенья. Расходятся гости не позднее 10.30 вечера.


Амиши

Амиши — религиозное движение, зародившееся как самое консервативное направление в меннонитстве (разновидность анабаптизма) и затем ставшее отдельной протестантской религиозной деноминацией. Амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать многие современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей было вынуждено, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку, а оставшиеся в Европе постепенно вновь объединились с меннонитами. В настоящее время большинство амишей проживают в США и Канаде. Свадьба амишей | Амиши, меннониты, анабаптизм, Якоб Амман, Пенсильвания,




Первую ночь молодые проводят в доме у родителей невесты, так как на следующий день они должны встать очень рано и убрать дом. Медовый же месяц проходит в посещении родственников. Каждые выходные они отправляются в гости к близкой и дальней родне. Кстати, именно тогда они и получают свадебные подарки. Обычно это полезные в хозяйстве вещи: посуда, кастрюли, консервированные продукты (естественно, домашнего приготовления), инструменты и тому подобное. После медового месяца молодые еще некоторое время живут у родителей жены, пока к следующей весне не построят собственный дом, в чем вся община будет им помогать.

Разумеется, попасть на свадьбу амишей со стороны совершенно невозможно – можно только услышать рассказ о ней или прочитать в одном из многочисленных буклетов, которые бесплатно распространяются в любом Visitor Center или магазине. А пообедать и попробовать их еду – можно, и даже нужно.

Как они едят

Мы заехали на одну из ферм – огромная вывеска гласила, что эти ферма, магазин и ресторан (сейчас, к сожалению, этот ресторан больше не работает) принадлежат семье Stoltzfus и что здесь можно отведать блюда, секрет которых хранится в семье на протяжении нескольких веков… «Наверняка какой-то рекламный трюк» – подумали мы, но поскольку было время обеда, решили туда зайти. Сразу на входе нас попросили заплатить по $15 с носа, а затем провели в огромный зал, где стояло штук 10 столов со скамейками. Буквально через секунду к нам подошла официантка и спросила, что мы будем пить: лимонад домашнего изготовления или холодный чай? Услышав ответ, она мило улыбнулась и ушла. Да, интересно. А меню? Тут мы замечаем, что на столе лежат рекламные брошюрки, там-то и напечатан список блюд. Ну ладно, кто знает, какие у амишей порядки? Может, сначала нужно выпить стакан лимонада, а только потом заказывать? Вдруг буквально через несколько минут к нам подходит наша официантка и начинает заставлять стол всевозможными блюдами – тертые яблоки, салат из маринованных овощей, салат из капусты, яблочный джем, горячий хлеб с домашним маслом в масленке… Мы непонимающе смотрим на нее, а она спрашивает: «А когда можно подавать горячее?». Ну ладно, видимо в стоимость обеда входит одинаковый набор закусок, но в меню указаны 4 вида горячего и 5 гарниров, как с этим быть? Наши предпочтения по-прежнему никто не спрашивает… Через 15 минут наша официантка возвращается и ставит перед нами тарелки с жареной курицей, копчеными рублеными сосисками, свиным окороком и еще каким-то мясным блюдом, которое я видела впервые в жизни. И ко всему этому великолепию – 5 видов гарниров в огромных тарелках!!! Причем все выглядит настолько аппетитно, что глаза буквально разбегаются. Да и на деле оказалось так вкусно, что мы пожалели, что перед этим отведали закуски (тоже невероятно вкусные). После горячего нас спросили, что мы хотим на десерт: пироги, мороженое, кексы, кофе?..

Услышав, что между собой мы разговариваем на непонятном языке, наша официантка поинтересовалась, откуда мы. Узнав, что из России, да еще и из журнала «Америка», она принесла мне дополнительный кусок пирога и… рецепт этого самого пирога. «Если будете писать про амишей, то опубликуйте рецепт нашего традиционного пирога», – попросила она.

Пирог этот называется очень смешно – Shoo-fly pie (от английского слова «shoot» – стрелять). Название станет понятно, если вы решите приготовить пирог летом: аромат его столь сладок, что на него тут же слетаются сотни мух. Хозяйкам приходилось проводить много времени, убивая вредных насекомых – так пирог и получил свое имя. Легенда гласит, что до изобретения холодильников всю приготовленную еду приходилось очень быстро съедать, иначе она портилась. Но пирог «Шуфлай» можно было хранить целую неделю, вот почему он и был невероятно популярен среди амишей.

А вообще амиши живут довольно замкнуто и никого не пускают в свой мир. Для туристов устроены всевозможные фермы и музеи, где можно познакомится с их культурой, прокатиться за несколько долларов на повозке, отведать блюда национальной кухни, но это, пожалуй, и все. Никто и никогда не допускается в их дома, школы, церкви (хотя зданий церквей у них как таковых нет, и службы проводятся в обычных домах). Но может это и правильно? Может только так они смогли сохранить свою самобытную культуру и необычный образ жизни?


Амиши

Амиши — религиозное движение, зародившееся как самое консервативное направление в меннонитстве (разновидность анабаптизма) и затем ставшее отдельной протестантской религиозной деноминацией. Амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать многие современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей было вынуждено, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку, а оставшиеся в Европе постепенно вновь объединились с меннонитами. В настоящее время большинство амишей проживают в США и Канаде. Музей | Амиши, меннониты, анабаптизм, Якоб Амман, Пенсильвания,




НЕСКОЛЬКО ПРАКТИЧЕСКИХ СОВЕТОВ:

Из Нью-Йорка ваш путь займет около 4 часов (250 километров), а из Филадельфии – всего 1,5 часа (около 100 километров).

Община амишей насчитывает около 300.000 человек в более чем 20 штатах, наибольшее число проживает в Пенсильвании, Огайо и Индиане. Они живут очень просто, их жизнь подчинена любви к Богу, семье и земле.

О происхождении самого названия «амиши» (произносится с долгим «а» в начале слова) существует несколько предположений – по одной из версий оно произошло от слова «Аминь», а по другой – по имени основателя самой секты Якоба Аммана.

РЕЦЕПТ ПИРОГА «ШУФЛАЙ»

Вам понадобится:
1 стакан коричневого сахара
1 яйцо
1 стакан черной патоки
1/2 чайной ложки соды
1/3 стакана кипятка
2/3 стакана холодной воды
Для теста:
2 стакана муки
2/3 стакана коричневого сахара
1/3 чайной ложка соды
1/2 стакана маргарина

Смешайте яйцо с коричневым сахаром, добавьте патоку. В кипятке растворите соду и добавьте холодную воду, перемешайте все с яйцом и сахаром. Полученную смесь вылейте в форму.

Перемешайте муку, сахар, соду и маргарин – полученную массу равномерно распределите сверху начинки.

Выпекайте 10 минут при температуре 180 градусов, затем уменьшите температуру до160 и выпекайте еще 50 минут или до готовности.

Пирог лучше всего подавать с мороженым.


Амиши

Амиши — религиозное движение, зародившееся как самое консервативное направление в меннонитстве (разновидность анабаптизма) и затем ставшее отдельной протестантской религиозной деноминацией. Амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать многие современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей было вынуждено, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку, а оставшиеся в Европе постепенно вновь объединились с меннонитами. В настоящее время большинство амишей проживают в США и Канаде. Пирог Шуфлай | Амиши, меннониты, анабаптизм, Якоб Амман, Пенсильвания, пирог Шуфлай,



Olga Pokrovskaya

Olga Pokrovskaya, Editor-in-chief, America Pictured: Я родилась выросла в Москве. В 1965 году моего отца послали по дипломатической линии в Канаду – так я впервые в возрасте трех лет попала на Северо-американский континент. В тихой провинциальной Оттаве я пошла в местный детский сад. Прошло столько лет, а я до сих пор помню наши... (Подробнее...)