America Pictured Меню

Герои в красках

Герои меняются вместе со зрителями.



На обложке:

Люди в чёрном
Люди в чёрном - американская фантастическая комедия 1997 года режиссёра Барри Зонненфельда. Картина создана по мотивам комиксов Лоуэлла Каннигема и повествует о деятельности двух сотрудников секретного надправительственного агентства «Люди в чёрном», контролирующего пребывание инопланетных пришельцев на Земле. Томми Ли Джонс и Уилл Смит в фильме «Люди в чёрном»

Кинокомиксы – ожившие картинки как отражение жизни

Супермен

Супермен - супергерой комиксов, которые выпускаются компанией DC Comics. Он считается иконой американской культуры. Придуманный писателем Джерри Сигелом и художником Джо Шустером и проданный компании Detective Comics (позднее DC Comics), персонаж впервые появился на страницах Action Comics #1 (июнь 1938-го). Своим успехом Супермен помог создать жанр супергероя и занял первенство среди американских комиксов. В 1978 году на экраны вышел «Супермен» с Кристофером Ривом в главной роли | Супермен, комиксы, супергерой, Джерри Сигел, Джо Шустер, Dc Comics, Кристофер Рив,

Кинокомиксы – ожившие картинки как отражение жизни

2.4K

Просмотров/Репосты

[Комментарии] Экранизация комиксов - практически гарантированный коммерческий успех фильма. Герои - проверены, сюжет - понятен. Вот только атмосфера картин, снятых по картинкам, неотвратимо меняется.

Чтобы заработать на кино, надо просчитать вперёд очень много ходов. И одно из важнейших решений – выбор материала для фильма. Невнятная история с невнятными героями может стоить десятки миллионов долларов, а в прокате собрать – лишь миллионы.

Другое дело – простой, но втягивающий читателя в себя рассказ, персонажи которого чётки в поступках, харизматичны, понятны и приятны зрителю. Совсем хорошо, если этот рассказ уже имеет определённый коммерческий успех, который можно развить в кино.

И потому продюсеры во всем мире выбирают для экранизаций комиксы. Здесь не нужно думать об образе героя – он уже нарисован. Здесь главное – правильно перенести созданное художниками на экран. Чтобы потом выгодно продавать в магазинах фигурки и одежду суперменов, бэтменов, женщин-кошек, черепашек-ниндзя, а заодно игры и книжки про них.

Жизни замечательных

Комиксы появились на свет в первой половине позапрошлого века. Это были – что отразилось в происхождении самого слова «комикс» – веселые, даже несерьёзные какие-то, картинки.


Комикс

Комикс представляет собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история. В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом. Но чаще всего прямая речь в комиксе передаётся при помощи филактера - «словесного пузыря», который, как правило, изображается в виде облачка, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале «The San Francisco Examiner» (редактор Уильям Рендолф Херст). Херст стал заполнять комиксами воскресный выпуск своей газеты «Морнинг джорнэл» и одним из самых популярных комиксов стал «Желтый малыш» (1898 год) | Комикс, Желтый малыш, визуальная информация, Уильям Рендолф Херст,




Собственно серьёзность комиксам придал появившийся в 1938 году Супермен. Что стало началом «золотого века» данного вида искусства. По крайней мере, многие любители жанра именно так называют пришествие в мир комикса героев с уникальными способностями.

Хотя это «золото» и не всегда блестело…

Изначально нарисованный американцем Джерри Зигелом и канадцем Джо Шустером в 1932 году, Супермен являл собой одиозного персонажа, намеренного покорить весь мир. Лишь в 1933-м он обрел положительные черты, но, видимо, недостаточно положительные, коль скоро Шустер вышел из дела и оставил бесперспективного героя на попечение Зигела. Последний же не стал отчаиваться и призвал себе на помощь других художников. Те внесли свою лепту в развитие характера Супермена, но не задержались в проекте. Тогда вернулся Шустер.


Супермен

Супермен - супергерой комиксов, которые выпускаются компанией DC Comics. Он считается иконой американской культуры. Придуманный писателем Джерри Сигелом и художником Джо Шустером и проданный компании Detective Comics (позднее DC Comics), персонаж впервые появился на страницах Action Comics N1 (июнь 1938-го). Своим успехом Супермен помог создать жанр супергероя и занял первенство среди американских комиксов. | Супермен, комиксы, супергерой, Джерри Сигел, Джо Шустер, Dc Comics, Action Comics,




Вместе партнеры переделали Супермена в давно сложившихся традициях – он стал напоминать осевшие в наших мозгах образы, ставшие стереотипами. Самсон, Геркулес, Илья Муромец, Супермен – такой ассоциативный ряд вполне мог принести «отцам» рисованного человечка успех.

Такие герои легко становятся культовыми – потребителям комиксов приятно осознавать свою сопричастность уникумам, приятно ставить себя на их место. И все эти приятности в итоге приводят к тому, что кинокомпании начинают экранизировать востребованные комиксы. Супергерои окончательно укореняются в массовой культуре.

И задумка сработала. Впервые опубликованные в 1938 году, комиксы с Суперменом в главной роли оказались настолько востребованы (среди героев 40-х он точно был на первых ролях), что потребовали от создателей учреждения целой студии, в которой художники трудились над созданием вселенной героя.


Супермен

Супермен и люди-кроты - супергеройский фильм 1951 года, с участием Джорджа Ривза в роли Супермена и Филлис Коутс в роли Лоис Лейн. Кинофильм является первым фильмом, снятым по комиксам DC Comics и первым фильмом о Супермене. Над фильмом работал Барни Сареки и режиссер Ли Шолем с оригинальным сценарием Ричарда Филдинга. Длиной в пятьдесят восемь минут, он служил в качестве пробного запуска для синдицированного сериала Приключения Супермена, осветив в нем только две части эпизода под названием «Неизвестные люди». | Супермен, комиксы, супергерой, Супермен и люди-кроты, Dc Comics, Джордж Ривз, первый фильм о Супермене,

Параллельно шло творчество в других отраслях. С 1940 по 1951 гг. на радио выходили «Приключения Супермена». С 1940 по 1943-й телевидение транслировало мультипликационные миниатюры по теме. Но основное событие случилось в 1951-м – на экраны вышел первый фильм о Супермене. В чёрно-белой картине «Супермен и люди-кроты» герой, которого исполняет Джордж Ривз, сражался против расы враждебных человеку существ, вылезших на поверхность земли в результате бурения самой глубокой на планете нефтяной скважины.

Так стал понятен кинематографический потенциал фильмов по комиксам.

И вот – в 1978 году зрители были поражены увиденным в кинотеатрах. На экраны вышел «Супермен» с Кристофером Ривом в главной роли.

Инвестиции, как финансовые, так и нервными клетками, были сделаны серьёзные. Издатель комиксов долго бодался с продюсерами и по поводу прав на экранизацию, и по поводу того, что основного персонажа должен сыграть Мухаммед Али, Джеймс Каан, Аль Пачино, Клинт Иствуд, Стив МакКуин или даже Дастин Хоффман. Продюсеры, получившие права на экранизацию в 1974-м, наняли за $600 тыс. в качестве соавтора сценария прославившегося «Крёстным отцом» Марио Пьюзо, вели переговоры с режиссёрами Сэмом Пекинпа, Джорджем Лукасом, Фрэнсисом Фордом Копполой. В результате под чутким руководством Ричарда Доннера Супермена сыграл Рив.

И астрономические $55 млн., потраченные на производство фильма, принесли гораздо более астрономические $300 млн., а вместе с ними и желание снимать продолжение похождений героя.

И сначала продюсеры не были разочарованы. Вышедший в 1981 г. «Супермен-2» – при бюджете $54 млн. заработал $108 млн., но отметился несколькими скандалами, в том числе и сменой главной режиссера – Доннер уступил место Ричарду Лестеру.

А вот «Супермен-3» (1983 года выпуска), стоивший $39 млн., оказался гораздо более скупым на бокс-офис – всего $59 млн. Этот фильм критиковали, но продюсеры не унывали, запустив очередное продолжение.
Оно-то и стало провальным. Появившийся на экранах в 1987-м «Супермен-4: в поисках мира» (Superman IV: The Quest For Peace) стоил всего-навсего $17 млн., да и принес унылые $15 млн.

Казалось, яркая биография порожденного комиксами героя завершилась. И впоследствии стало очень обидно, что Кристофер Рив, бывший суперменом не только на экране, но и в жизни (пианино, акваланг, дельтаплан, конный спорт, два перелета через Атлантику – разве это обычный человек?), больше не сыграл этого богатого персонажа.

Крах грандиозного проекта по-своему оттенило скромное экранное существование «Капитана Америки» – этот герой популярных комиксов периодически светился в телесериалах, мультфильмах, видеоиграх, а единственный полнометражный фильм с его участием был малобюджетным, совместным с Югославией и в кинотеатрах не демонстрировался, выйдя в 1990-м сразу на кассетах.

Картинки для экрана

Вообще, риск прогореть на постановке фильма, чей сюжет и характеры детально проработаны в картинках, минимален. Главное – всё сделать грамотно, передав киносредствами, обычно высокобюджетными, то, к чему привыкли читатели комиксов. То, что они любят, – силу, не знающую преград. И добавьте побольше грима.
Пожалуй, образцово выглядят финансовые показатели удачных сериалов, в которых задействованы гибриды человека с летучей мышью и с пауком.


Человек-паук

Человек-паук - вымышленный персонаж, супергерой комиксов издательства Marvel Comics, созданный Стэном Ли и Стивом Дитко. С момента своего первого появления на страницах комикса Amazing Fantasy №15 (август 1962) он стал одним из самых популярных супергероев. Ли и Дитко задумывали персонажа как подростка-сироту, воспитанного дядей и тётей, совмещающего жизнь обычного студента и борца с преступностью. Человек-паук получил суперсилу, увеличенную ловкость, «паучье чутьё», а также способность держаться на отвесных поверхностях и выпускать паутину из рук с использованием прибора собственного изобретения. До появления Человека-паука в 1960-х подростки в комиксах о супергероях обычно были всего лишь их помощниками. Комиксы о Человеке-пауке разбили эти стереотипы, представив героем одинокого подростка, отвергаемого многими сверстниками и у которого не было опытного наставника. | Человек-паук, комиксы, Marvel Comics, Стэн Ли, Стив Дитко, Amazing Fantasy,

В 2002 году Сэм Рэйми за $139 млн. снял первого «Человека-паука» и тем самым заработал более $820 млн. Сиквел вышел через два года и также оказался успешным: бюджет – 200, сборы – 783. Третий фильм из серии увидел свет еще через три года, но зрители не устали: они принесли фильму 890 миллионов, при потраченных продюсерами 258.

Феерично выглядят и финансовые показатели «Бэтмена». Одноименная картина, снятая Тимом Бёртоном в 1989-м за $48 млн., заработала более $411 млн. Он же, потратив на фильм «Бэтмен возвращается» (1992) $80 млн., принес студии почти $270 млн. Даже смена режиссера на Джоэла Шумахера и утверждение на главную роль Вела Килмера в «Бэтмене навсегда» не помогла продюсерам потерять деньги: они вложили $100 млн., обратно получили втрое больше.

Четвёртый фильм из серии, «Бэтмен и Робин», вышедший через год после успеха Килмера, не оказался убыточным – бюджет оказался вдвое меньше бокс-офиса.

Сопоставимую историю успеха поимел и «Тёмный рыцарь». Его бюджет не дотянул до 200 млн., доходы составили миллиард. И, кстати, во многом не только из-за соскучившихся потребителей. Но об этом чуть ниже.
Вообще, за очень редкими прискорбными исключениями, экранизации комиксов оказываются если не сверхдоходными, то уверенно выходят в плюс.

Взять хотя бы не самого удачного «Халка». Его первая и вторая части оказались сопоставимы по затратам и прибыли. Бюджет – в районе $140 млн., доходы – в районе $250 млн. «Константин» с Кеану Ривзом появился в 2005 году. Он стоил 100 миллионов и принес почти 231 миллион. «Призрачный гонщик» в исполнении Николаса Кейджа стоил 110 миллионов, вышел в 2007 году и заработал 229 миллионов.

Гилльермо дель Торо красиво, с выдумкой, то есть в своем стиле, снял харизматичного «Хэллбоя» и его продолжение. Но финансово не особо преуспел: первый фильм обошелся в $66 млн., а заработал всего сто, на второй потратили $85 млн. и получили 133.

Это все примеры не самых коммерчески удачных лент. Бывают и другие варианты.


Железный человек

Железный человек (Тони Старк) - вымышленный персонаж, супергерой комиксов издательства Marvel Comics и их адаптаций, созданный писателем Стэном Ли, сценаристом Ларри Либером и художниками Доном Хэком и Джеком Кёрби; первое его появление состоялось в комиксе Tales of Suspense #39 в марте 1963 года. Первый фильм о Железном человеке вышел в широкий прокат 2 мая 2008 года и стал одним из самых успешных фильмов Marvel как по кассовым сборам, так и по приему у критиков. Роль Тони Старка исполнил Роберт Дауни-младший. | Железный человек, Tony Stark, супергерой комиксов, Marvel Comics, Стон Ли, Ларри Либер, Дон Хэнк, Джек Кёрли, Tales Of Suspense, Роберт Дауни-младший,

«Железный человек» обошёлся создателям в 135 миллионов и собрал около 574. Стоимость производства «Маски» с Джимом Кэрри составила скромнейшие $13 млн. Зато принесла комедия $351 млн. «Люди в чёрном». Первая часть (1997) на каждый вложенный доллар принесла шестерку, вторая – тройку, что тоже ничего. Третья стоила $225, а заработала $624 млн.

Влияние комиксов и успешных их экранизаций на киноиндустрии США оказывается так велико, что даже фильм про битвы при Фермопилах предпочли снять не на основе исторический описаний того столкновения спартанце в и персов, а по картинкам Фрэнка Миллера.

Несмотря на щедрое использование компьютеров, авторы «300» утверждают, что фильм корректен с исторической точки зрения на 90%. Режиссер Зак Снайдер так и говорит: «Я показывал эту картину историкам с мировым именем, и они назвали её удивительной. Они не могли поверить, что она настолько аккуратно воспроизводит события».

Хотя для зрителя историческая правда – дело второе. Если фильм снят по комиксам, кого волнует, как на самом деле выглядели персы? И потому стоивший $60 млн. фильм «300» принес почти полмиллиарда. Было красиво.

И – жестоко. Мир экранизаций меняется неотвратимо. Потребитель постепенно охладевает к до мозга костей положительным героям. Теперь ему больше по душе неоднозначные личности. Это надо учитывать.

Из смешного в страшное

Кинобизнес окончательно перестал мириться с нарочитой позитивностью супергероев и дал потребителю то, что он искал в уникальных способностях любимых персонажей: ответ на вопрос «А что если бы у меня была такая сила? Стал бы я примерным мальчиком?» Не стал бы.

Собственно, экранизации, показывавшие зрителю темную сторону комиксовой жизни, время от времени появлялись и становились заметным явлением.


Ворон

«Ворон» - художественный кинофильм Алекса Пройаса, экранизация одноимённого чёрно-белого комикса Джеймса О’Барра. Фильм был снят в 1994 году, главную роль в нем сыграл Брэндон Ли. Считается, что картина оказала сильное влияние на субкультуру готов. | Ворон, Алекс Пройас, комикс, Джеймс О’Барр, Брэндон Ли, субкультура готов,

Так, очень ярко проявил себя появившийся в 1994 году «Ворон». Ярко – в смысле мрачно. Картина рассказывает о рок-музыканте, который восстал из мертвых, чтобы отомстить своим убийцам. Типичный, казалось, сюжет заиграл новыми красками, благодаря, по крайней мере, трём факторам: запоминающийся главный герой в исполнении Брэндона Ли, запоминающиеся песни в исполнении The Cure, Rage Against The Machine, Pantera, Joy Division и т.д., а также трагическая гибель Брэндона Ли прямо на съемочной площадке.

Влияние «Ворона» на аудиторию вышло за пределы зрительных залов. Считается, что картина оказала сильное влияние на субкультуру готов. Впрочем, не меньше повлияла она и на интерес к тяжелой музыке, интересные образцы которой звучали в фильме.

Что касается денежной стороны вопроса, то производство «Ворона» обошлось в $15 млн., из которых больше половины ушло на работу над сценами, в которых должен был фигурировать погибший Ли. Доходы же составили почти полтораста миллионов, в десять раз больше затраченного.

В 2005 году Роберт Родригес и Фрэнк Миллер создали шедевр под названием «Город грехов». Этот фильм по комиксу был и снят как комикс, буквально. И в нём копошатся отвратительные персонажи, среди которых вообще нет ни одного однозначно положительного. Однако у главного героя Марва есть многие признаки супермена – он крайне силен, если не неуязвим, то весьма живуч. Вот только в конце «Города грехов» персонаж Микки Рурка погибает. Мрачно.


Хэнкок

«Хэнкок» - американский фантастический боевик о супергероях, снятый режиссёром Питером Бергом в 2008 году. В главных ролях снялись Уилл Смит и Шарлиз Терон. | Хэнкок, фантастический боевик, супергерой, Питер Берг, Уилл Смит, Шарлиз Терон,

Тот же оттенок есть и в «Хэнкоке». Здесь герой Уилла Смита – супермен, который, благодаря выдающимся физическим качествам, мог бы стать объектом зависти для самого Супермена, если бы не был мрачным алкоголиком. Такого спасителя человечества, кажется, на широких экранах еще не было.

Фильм про Бэтмена «Тёмный рыцарь» также сознательно выпячивает бездну, скрывающуюся внутри положительного когда-то человека-летучей мыши. Готэм погружается в хаос не только из-за усилий Джокера в исполнении покойного Хита Леджера, но и «благодаря» усилиям Бэтмена в исполнении Кристиана Бейла. Следить за метаниями ранее добрейшего героя зрителям нравилось: не зря они оставили в кассах кинотеатров почти миллард долларов.

Возможно, со временем у Голливуда дойдут руки и до переработки снятого по комиксам приключенческого сериала 40-летней давности «Конго Билл», рассказывающего об африканских авантюрах одного искателя приключений. Наверняка он окажется гораздо более мрачным, кровавым, чем предшественник.


Кирилл Молев

Кирилл Молев, Contributor: Родился в Москве в 1977 году. По образованию журналист, закончил журфак МГУ. Опыт работы в СМИ: НТВ, журнал «Карьера», газеты «Глагол», «Россiя», «Наше время», «Версия», порталы Top4Top, Zadelo.tv. в рекламе: агентство Brands & Journalists и др. в PR: JTI, МГТС, Сибцем и проч. Автор сценариев, пьес,... (Подробнее...)