America Pictured Меню

Мартин Лютер Кинг

Ненасильственное движение во главе с Кингом обеспечило успех борьбы за равноправие чернокожих



На обложке:

Мартин Лютер Кинг
Мартин Лютер Кинг (15 января 1929 — 4 апреля 1968) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против участия армии США в войне во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем.

«У меня есть мечта…»

Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг (15 января 1929 — 4 апреля 1968) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против участия армии США в войне во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем. | Мартин Лютер Кинг, Движение за гражданские права чернокожих в США, расизм, сегрегация, "У меня есть мечта".,

«У меня есть мечта…»

4.7K

Просмотров/Репосты

[Комментарии] Линкольн заново сформулировал зафиксированный в Декларации Независимости принцип «всеобщего согласия подданных» как «власть народа, волей народа и для народа». Эта новая формула предполагала дальнейшую политическую «эмансипацию» афро-американцев. Однако борьба за равноправие чернокожих растянулась еще на целое столетие. В том, что она в конечном итоге увенчалась успехом, огромную роль сыграло развернувшееся по всей стране в 50-60-е годы ХХ века ненасильственное движение за гражданские права, которое возглавил Мартин Лютер Кинг.

До Гражданской войны чернокожие не допускались к голосованию даже в тех штатах, где рабовладение было запрещено. После окончания войны и освобождения рабов была принята XIV поправка к конституции (1868), которая гласила: «Все люди, родившиеся в Соединенных Штатах или получившие в них гражданство и подпадающие под их юрисдикцию, являются гражданами США и того штата, в котором они проживают». Таким образом, впервые понятия национального гражданства и гражданства штата были распространены на бывших рабов. Поправка также провозглашала, что «ни один штат не вправе отказать любому лицу, подпадающему под его юрисдикцию, в равной защите перед законом». В 1870 г. наступила кульминация -- XV поправка исключила расовую принадлежность как критерий предоставления права голоса. Однако еще долгие десятилетия эта поправка фактически оставалась на бумаге.
«Законы Джима Кроу»


Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг (15 января 1929 — 4 апреля 1968) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против участия армии США в войне во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем. | Мартин Лютер Кинг, Движение за гражданские права чернокожих в США, расизм, сегрегация, "У меня есть мечта".,




Перегруппировавшись, бывшие рабовладельцы добились введения в большинстве южных штатов законов, не только фактически лишавших афро-американцев избирательных прав, но и вводивших систему повсеместной сегрегации. Первым из таких законов, получивших название «Законы Джима Кроу» (Джим Кроу – выдуманный белыми персонаж, обозначавший неграмотного «ниггера»), стал закон о сегрегации на железной дороге, принятый в Луизиане в 1890 г. К 1915 г. подобные законы появились в каждом южном штате.

Параллельно на Юге были разработаны механизмы, которые позволяли обойти конституцию и делали невозможным участие афро-американцев в выборах, например, с помощью образовательного ценза. Суть состояла в том, что в южных штатах статьи об образовательном цензе освобождали от прохождения проверки на грамотность для допуска к голосованию всех лиц, принимавших участие в голосовании до 1 января 1866 года включительно, а также их прямых потомков (то есть исключительно белых, так как до этой даты черные в выборах вообще не участвовали). На практике это означало, что фактически все чернокожие подлежали проводимому местными органами тесту на грамотность, пройти который было очень сложно. Лишь в 1915 г. Верховный Суд США объявил соответствующие статьи в законах штатов неконституционными, но в реальности они продолжали действовать.

Всю первую половину ХХ века в самосознании белых происходило нечто вроде ностальгического «южного ренессанса» -- «старый добрый Юг», якобы основанный на патернализме, верности рабов хозяевам и т.д., и даже рабство как таковое, воспринимались как нечто симпатичное. В 1906 г. в США стала бестселлером книга The Clansman (куклукcклановец). Ее герой, милый белый парень, сразу после Гражданской войны стрелял черных направо и налево, восстанавливая попранную честь южан. В 1915 г. по этой книжке сняли кино «Рождение нации», которое тоже оказалось вполне успешным, так же, как два десятилетия спустя, фильм «Унесенные ветром», снятый по знаменитому роману Маргарет Митчелл, где благородные плантаторы заботились о туповато-простодушных черных.


Унесённые ветром

Унесённые ветром - роман американской писательницы Маргарет Митчелл, события которого происходят в южных штатах США в 1860-х годах, во время (и после) гражданской войны. | Унесённые ветром, Скарлетт О Хара, Маргарет Митчелл, гражданская война.,




Эта тема несколько сошла на нет в 40-е гг. из-за вполне понятных аналогий между расистским Югом и нацистской Германией. В конце Второй мировой войны в армии США даже была отменена сегрегация, что, впрочем, не помешало расистам выбрасывать вернувшихся домой чернокожих ветеранов из предназначенных «только для белых» баров, гостиниц и автобусов. Все это, безусловно, касалось и остального «цветного» населения Юга, которое все так же не могло использовать положенные ему по конституции права, включая избирательные. Так, в начале 50-х годов на Юге в качестве избирателей была зарегистрирована лишь пятая правомочных чернокожих граждан, а фактически голосовало и того меньше.

НАРАСТАНИЕ НЕНАВИСТИ

В этих условиях «старые» умеренные афро-американские организаций в лице созданной еще в 1909 г. "Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения" (NAACP), "Национальной городской лиги" (NUL) и даже более "молодого" "Конгресса расового равенства" (CRE) демонстрировали неспособность противостоять отлично организованным расистам и хоть чего-нибудь добиться с помощью стратегии «постепенных действий». При безразличии большинства белых к проблеме расового неравенства это рождало у многих афро-американцев неверие в возможность мирного прогресса в области гражданских прав, что в свою очередь вызывало рост привлекательности экстремистских взглядов типа «черного расизма».

Носителями этих взглядов стали «черные мусульмане» Элайджи Мухаммада (1897-1975) из созданной еще в 30-е гг. организации «Нация ислама». Развивая идеи «предтечи черного расизма» Маркуса Харви (1887-1940), проповедовавшего расовую исключительность черных и призывавшего их к возвращению в Африку, «черные мусульмане» считали необходимым утверждение чернокожими своего расового превосходства через принятие ислама. Они отказывались от интеграции с белыми, являвшимися, с их точки зрения порождением мирового зла, и провозглашали своей целью создание на территории Америки отдельного «исламского государства черных». Уже в 50-е гг. движение стало полувоенной организацией и насчитывало более сотни тысяч приверженцев, большей частью юношей, безоговорочно преданных "посланцу Аллаха" Элайдже Мухаммаду.
В общем, неудивительно, что в те времена Юг был буквально пронизан духом расовой ненависти. В среде чернокожего населения зрел массовый стихийный протест. Достаточно было одной искры, чтобы возмущение вырвалось наружу. Такой искрой и стали события в городе Монтгомери, столице штата Алабама, , ознаменовавшие собой начало нового этапа в движении за равноправие.


Элайджа Мухаммад

Элайджа Мухаммад (7 октября 1897 — 25 февраля 1975) — американский общественный и религиозный деятель. Лидер организации афроамериканцев Нация ислама в 1934—1975 годах | Элайджа Мухаммад, американский общественный и религиозный лидер, Нация Ислама,




КИНГ ВО ГЛАВЕ «БОЙКОТА В МОНТГОМЕРИ»

1 декабря 1955 г. Роза Паркс, 42-летняя чернокожая швея и активистка местного движения за гражданские права, была арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру. Арест Розы переполнил чашу терпения. Эд Никсон, возглавлявший местный профсоюз проводников спальных вагонов, призвал негритянскую общину к бойкоту городского транспорта. 5 декабря -- первый день бойкота -- прошел успешно. В городских автобусах не было ни одного чернокожего пассажира. В тот же день Паркс за отказ подчиниться закону штата о сегрегации была оштрафована на 14 долларов. Тогда представители черной общины решили продлить бойкот до победы – отмены сегрегационных законов на транспорте.


Роза Ли Паркс

Роза Ли Паркс (4 февраля 1913 — 24 октября 2005) — американская общественная деятельница, зачинательница движения за права чернокожих граждан США. Конгресс США удостоил Розу эпитета «Мать современного движения за гражданские права» | Роза Ли Паркс, движение за права чернокожих граждан США, Мать современного движения за гражданские права, Мартин Лютер Кинг,




Никсон считал, что сам он не может руководить этой акцией из-за малограмотности. Его привлекала кандидатура молодого баптистского пастора церкви на Декстер-авеню. Тот приехал в Монтгомери совсем недавно, но успел себя хорошо зарекомендовать. Однако, Никсон не верил, что молодой пастор решится возглавить протест. На собрании он поделился своими соображениями и отметил, что священники местных черных церквей трусливы и вряд ли согласятся взять на себя руководство. Тогда проповедник, тоже принимавший участие в обсуждении проекта бойкота, встал и сказал: "Никто не может публично назвать меня трусом, чтобы это осталось безнаказанным". Звали молодого священника Мартин Лютер Кинг.

Он родился в 1929 г. в Атланте (Джорджия) в семье пастора. Обучаясь в начальной школе Дэвида Говарда и средней школе Букера Вашингтона, Мартин демонстрировал изрядные способности, он прошел учебную программу досрочно, в 1944 г. сдал экзамены и поступил в колледж Морхауса для цветных в Атланте. Тогда же он стал членом NAACP. В 1947 г. Мартин принял сан и стал помощником отца в церкви. Окончив колледж со степенью бакалавра социологии в 1948 г., Кинг поступил в Теологическую семинарию Крозера в Честере (Пенсильвания) и в 1951 г. получил в ней степень бакалавра богословия. Назначенная ему стипендия позволила поступить в аспирантуру Бостонского университета, где в 1955 г. Кинг защитил диссертацию на тему «Сравнительный анализ концепций Бога в системах Пауля Тиллиха и Генри Нельсона Вимэна», став доктором философии. В 1953 г. Кинг женился на студентке Коретте Скотт, у них родилось двое сыновей и две дочери. Наконец, в 1954 г. он стал пастором церкви на Декстер-авеню в Монтгомери. В Монтгомери Кинг организовал комитеты социальных действий, собирал средства для NAACP, входя в состав местного исполнительного комитета ассоциации.


Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг (15 января 1929 — 4 апреля 1968) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против участия армии США в войне во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем. | Мартин Лютер Кинг, Движение за гражданские права чернокожих в США, расизм, сегрегация, "У меня есть мечта".,




После инцидента с Розой Паркс и объявления бойкота он некоторое время сомневался в его оправданности. Однако на том достопамятном собрании, когда ему предложили возглавить создаваемую участниками бойкота «Ассоциацию совершенствования», он решил согласиться и произнес решающую, как он позже вспоминал, речь в своей жизни. «Сопротивлению нет альтернативы», – заявил Кинг и выразил уверенность, что протест поможет отрешиться «от терпения, заставляющего соглашаться на меньшее, чем свобода и справедливость».
Будучи глубоко верующим христианином, Кинг являлся последовательным сторонником ненасильственных методов борьбы. Это с самого начала предопределило характер движения и придало ему огромную моральную силу, перед которой в конечном итоге спасовал весь репрессивный аппарат расистского Юга. Кинг считал, что христианин не может мириться с несправедливыми порядками, но сердце его не должно ожесточаться, ибо насилие нельзя ликвидировать насилием, ему следует противопоставить "силу души". В результате в основу тактики бойкота его организаторы положили Иисусову формулу любви: "Любите врагов ваших" (Мф. 5:43-44). Вместе с тем Кинг считал необходимым использовать опыт Махатмы Ганди. Белый священник Гленн Смайли, направленный в Монтгомери религиозной миротворческой организацией "Союз примирения" (Fellowship of Reconciliation) для помощи участникам бойкота, вспоминал, что встречавший его Кинг заметил: "Я хочу, чтобы вы научили нас гандистскому ненасилию. Конечно, я знаю Ганди и много читал о нем, но мне мало известно о его учении. Меня избрали руководителем движения, и я должен найти метод борьбы, который соответствует моей вере в Христа и приемлем для моего сердца."

Благодаря усилиям Кинга и членов оргкомитета, протест длился 381 день и вошел в историю под названием "Ходьба во имя свободы". Черные владельцы такси по автобусным тарифам развозили черных граждан на работу и с работы домой. Но большинству участников протеста все-таки приходилось ходить пешком. Автобусные компании терпели убытки. Тогда пользование такси по сниженным тарифам было запрещено. У таксистов отбирались лицензии. В ответ был организован автопарк из 300 автомобилей для перевозок бойкотирующих.

Власти прибегли к провокациям, арестам и штрафам под надуманными предлогами, сам Кинг был арестован за якобы превышения скорости. Когда это не подействовало, участились случаи полицейского произвола, в адрес организаторов и участников бойкота посыпались прямые угрозы, в том числе и со стороны Ку-Клукс-Клана. В январе 1956 г. в дом Кинга была брошена бомба. Затем власти вытащили на свет полузабытый "антибойкотный закон" 1921 г. Начались массовые аресты -- более ста участников бойкота обвинили в нарушении этого закона, а также в организации "нелегального" общественного транспорта. И это не помогло. Кинг вспоминал: "Никто не боялся. Никто не старался избежать ареста. Многие добровольно пошли в контору шерифа, чтобы узнать, есть ли в списках их фамилии, и если их не было, уходили разочарованные. Когда-то запуганный народ сразу преобразился, кто когда-то дрожал перед законом, теперь испытывали чувство гордости, если их должны были арестовать за участие в борьбе за свободу".


Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг (15 января 1929 — 4 апреля 1968) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против участия армии США в войне во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем. | Мартин Лютер Кинг, Движение за гражданские права чернокожих в США, расизм, сегрегация, "У меня есть мечта".,




Властям пришлось уступить. В ноябре 1956 г. Верховный суд США признал закон о сегрегации в Алабаме неконституционным. В декабре черные и белые впервые пользовались автобусами совместно. Кинг приобрел общенациональную известность, в феврале 1957 г. его портрет появился на обложке журнала «Time».

Осмысливая опыт движения в Монтгомери, Кинг писал в своей книге "Шаг к свободе": «Когда начался протест, мои мысли осознанно или неосознанно возвращались к Нагорной проповеди с ее величественным учением о любви и к методу ненасильственного сопротивления Ганди. С течением времени я начал понимать силу ненасилия все глубже и глубже. Пройдя через реальный опыт протеста, ненасилие стало больше чем метод, с которым я был теоретически согласен; оно стало обязательством жить определенным образом. Многие из проблем, касающихся ненасилия, которые я не мог прояснить для себя интеллектуально, разрешились в сфере практических действий. Философия ненасильственного сопротивления Ганди показала себя, как единственный метод, оправданный в борьбе за свободу».

«РЕЙДЫ СВОБОДЫ» И «ОЛБАНСКАЯ КАМПАНИЯ»

Итак, автобусы в Алабаме были интегрированы, несколько позднее и на Юге в целом также было практически покончено с сегрегацией в городских автобусах. Однако интегрированные автобусы часто обстреливались, в негритянских кварталах взрывались бомбы, а куклусклановцы организовывали марши, нередко перераставшие в погромы. Правда, теперь эти действия все чаще осуждались белой общественностью и прессой.

Мартин Лютер Кинг, ставший общепризнанным лидером движения за гражданские права, занялся выработкой программ и координацией действий, направленных на окончательное устранение сегрегации и завоевание политических прав. В 1957 г. под его инициативе создали новую организацию -- "Конференцию южного христианского руководства" (SCLC) со штаб-квартирой в Атланте, десятками филиалов и тысячами активистов на Юге. В 1958 и 1959 гг. ею были организованы грандиозные марши молодежи на Вашингтон в поддержку решения Верховного суда США (1954) о десегрегации школ, выполнение которого блокировалось властями южных штатов. Участники этих двух маршей -- около 40 тыс. человек -- представили конгрессу петиции с 500 тыс. подписей, собранных в кампусах и молодежных центрах. Кинг, между тем, ездил по всей стране, читая лекции, причем 15 раз подвергался аресту.


Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг (15 января 1929 — 4 апреля 1968) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против участия армии США в войне во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем. | Мартин Лютер Кинг, Движение за гражданские права чернокожих в США, расизм, сегрегация, "У меня есть мечта".,




Самыми значительными правозащитными акциями этого периода, организованными под руководством Кинга, стали «Рейды свободы» и «Олбанская кампания». "Рейды свободы" – своеобразные «партизанские» атаки на систему сегрегации. Черные и белые активисты на междугородных автобусах приезжали в южные штаты, группами врывались на автобусные станции, в кафетерии, магазины, мотели, садились или бросались на пол, добиваясь обслуживания вне рамок сегрегации. 4 мая 1961 г. первая группа «рейдеров» выехала из Вашингтона в Алабаму. В Аннистоне их автобус подожгли, по прибытии в Бирмингем участники "рейда" были жестоко избиты толпой, а в штате Миссисипи их арестовали за "нарушение порядка".

Подобные истории очень часто повторялись, однако "Рейды свободы" длились все лето. Они не давали нормально работать, поэтому владельцы многих торговых и коммунальных предприятий были вынуждены отказываться от сегрегации в своих заведениях. Несмотря на репрессии, движение постоянно расширялось, по всей стране прокатилась волна митингов солидарности с «рейдерами». Но главное, что федеральные инстанции, а вслед за ними и власти южных штатов постепенно запрещали сегрегацию в различных областях сервиса и на транспорте. Так, например, в течение 1960 г. были десегрегированы закусочные более чем в 150 городах Юга. Кинг охарактеризовал "Рейды свободы" как "психологически решающий момент в нашей законной борьбе".

Новой ареной борьбы стал город Олбани (Джорджия), где с января 1961 г. развернулась кампания за десегрегацию мест общественного пользования, которую возглавил местный афро-американский лидер Уильям Андерсон. В декабре того же года на помощь местным активистам прибыла группа участников "Рейдов свободы". Все они были арестованы. В ответ сотни олбанских чернокожих вышли на стихийную демонстрацию протеста. Начались массовые аресты. 15 декабря в город прибыли Кинг и его соратники. Вместе с Андерсоном они возглавили несанкционированную демонстрацию и тоже были арестованы.

Тем не менее, движение, которое даже стали называть «олбанским», ширилось по всему Югу. Массовые митинги и семинары по активному ненасилию, проводимые активистами SCLC, чередовались с "незаконными демонстрациями", а также с бойкотом магазинов и молитвенными бдениями. Они подкреплялись "лежачими", "коленопреклоненными" и "купальными" демонстрациями в библиотеках, театрах, церквях и плавательных бассейнах. Примечательно, что к протестующим чернокожим присоединялось все больше белых, особенно студентов. К началу 1961 г. демонстрации за десегрегацию мест общественного пользования проводились уже более чем в 50 городах. Многие из них участников этих акций носили с собой памятку со словами: "Помни об учении Иисуса Христа, Махатмы Ганди и Мартина Лютера Кинга. Помни о любви и ненасилии." Демонстрантов арестовывали под любым предлогом. Сам Кинг был трижды арестован в ходе «Олбанской кампании».

С перерывами олбанская кампания длилась вплоть до лета 1962 г. По призыву Кинга реализовать гандистский лозунг "Заполним тюрьмы!" пять процентов чернокожего населения побывало за решеткой. Позже Кинг писал, вспоминая опыт олбанского движения: "Если в народе найдется пять процентов, готовых идти в тюрьму за праведное дело, несомненно, ничто не сможет помешать его окончательной победе". Но и сопротивление властей было весьма упорным. В Олбани были закрыты парки, библиотеки, остановлены автобусы -- не только для черных, но и для белых -- с целью сохранения сегрегации. В общем, на этом этапе движение потерпело поражение.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ В БИРМИНГЕМЕ

Из олбанской неудачи Кинг извлек ценный урок: чтобы удар достиг цели нужно сосредоточиться на каком-то одном аспекте проблемы, обеспечить организационное единство, действовать в тесном контакте с сочувствующими белыми, а также иметь четко разработанную стратегию, основанную на знании местной специфики.

Вскоре доктрина ненасилия была подвергнута очередному испытанию во время противостояния в Бирмингеме -- "самом сегрегированном городе США". Риск для Кинга был очень велик, потому что поражение здесь означало бы крах идеи ненасилия, которую критики из числа черных радикалов уже окрестили «мертвой доктриной».

На этот раз участники движения подготовились значительно лучше. Отрабатывалась тактика, обучались люди. Был создан комитет по сбору средств для залогового фонда, который возглавил знаменитый певец Гарри Белафонте, массовые аресты были «предусмотрены» специальным планом. Так, заранее был «запланирован» день ареста Кинга. В тренировочных центрах SCLC добровольцы усваивали методы ненасильственного сопротивления и прямых действий.

Демонстрации в Бирмингеме начались в марте 1963 г. и продолжались весь апрель. Они проходили под лозунгами обеспечения избирательных прав чернокожих, запрета сегрегации на производстве и в быту и создания межрасовых комитетов для ликвидации расовой дискриминации. Полиция разгоняла демонстрантов с помощью собак, водометов и дубинок. При этом пострадало много участвовавших в демонстрациях детей. Было арестовано более 2.500 демонстрантов, в том числе и Кинг. В это время он написал «Письмо из бирмингемской тюрьмы» белым религиозным деятелям города, которые упрекали его за «неблагоразумные и несвоевременные действия». «На самом деле время не имеет никакого значения, – отвечал Кинг – Прогресс человечества отнюдь не катится на колесах неизбежности. Он наступает вследствие неустанных усилий людей, творящих Божью волю, без которых время становится союзником сил застоя в обществе».


Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг (15 января 1929 — 4 апреля 1968) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против участия армии США в войне во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем. | Мартин Лютер Кинг, Движение за гражданские права чернокожих в США, расизм, сегрегация, "У меня есть мечта".,




Под давлением международной общественности администрация президента Кеннеди наконец-то вмешалась. 10 мая в Бирмингеме. было достигнуто соглашение о десегрегации -- оно предусматривало отмен сегрегации в течение трех месяцев, повышение по службе и наем черных на работу в течение двух месяцев, обещание официального содействия в освобождении заключенных, создание в течение двух недель органа межрасового сотрудничества. Однако, на следующий день, после сборища Ку-клус-клана, были взорваны бомбы у дома брата Мартина Лютера Кинга (Д.А. Кинга) и в мотеле, где размещалась штаб-квартира самого Кинга. Толпа чернокожих, в основном не примыкавших к ненасильственному движению, ответила погромами и беспорядками. Белый дом послал в район Бирмингема 3.000 федеральных солдат. Дабы предотвратить кровопролитие, Кинг и его ближайший соратник Ральф Абернети лично убеждали молодежь ни в коем случае не прибегать к насилию. Напряженность спала, а 20 мая 1963 г., Верховный суд США признал сегрегацию в Бирмингеме незаконной.

ТРИУМФ И ГИБЕЛЬ МАРТИНА ЛЮТЕРА КИНГА

Последующие несколько лет стали настоящим триумфом для движения ненасилия и его лидера. Кинг вместе с Абернети организовал крупнейшую в истории США демонстрацию -- 28 августа 1963 г. около 250 тыс. белых и черных собралось в Вашингтоне, когда в конгрессе обсуждалось законодательство о гражданских правах. В тот же день негритянские лидеры совещались с президентом Джоном Кеннеди. Позже на ступенях Мемориала Линкольна Кинг произнес речь, преисполненной веры в грядущее братство всех людей. Эта речь впоследствии стала широко известна под названием «У меня есть мечта» – такие слова звучали в ней рефреном.

В июле 1964 г. президент Линдон Джонсон пригласил его в Белый дом, где Кинг присутствовал при подписании билля о жилищах, ставшего частью «Закона о гражданских правах». Закон запрещал сегрегацию в общественных местах и на производстве, в условиях труда и зарплате. В результате принятой в том же году XXIV поправки к конституции был отменен так называемый избирательный (или подушный) налог, не позволявший чернокожим беднякам участвовать в выборах. В конце 1964 г. за огромные заслуги в деле защиты прав человека Кингу была присуждена Нобелевская премия мира.


Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг (15 января 1929 — 4 апреля 1968) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против участия армии США в войне во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем. | Мартин Лютер Кинг, Движение за гражданские права чернокожих в США, расизм, сегрегация, "У меня есть мечта".,




Между тем, он продолжал борьбу. В марте 1965 г. Кинг вместе в Абернети и своим новым молодым соратником Джесси Джексоном организовал марш из Селмы (штат Алабама) в Монтгомери под лозунгом гарантии избирательных прав «цветных». После того как демонстранты подверглись нападению полиции, Кинг призвал к новому маршу. В нем участвовало более 3 тысяч белых и черных демонстрантов, и более 25 тысяч присоединилось к ним по дороге. Этот марш подтолкнул Вашингтон к принятию антидискриминационного избирательного законодательства -- 6 августа президент Джонсон в присутствии Кинга подписал «Закон об избирательных правах», пожалуй, наиболее важный из всех принятых конгрессом в ХХ веке избирательных законов, объявивший незаконными все, в том числе и самые изощренные методы нарушения избирательных прав афро-американцев. (В итоге к 1967 г. число зарегистрированных чернокожих избирателей на Юге достигло уровня, пропорционального доле афро-американцев в населении).

Теперь внимание Кинга было привлечено не только к расизму, но и к проблеме безработицы, голода и бедности. В апреле 1967 г. он также высказался против войны во Вьетнаме и стал сопредседателем организации «Священники и миряне, встревоженные событиями во Вьетнаме».

Растущий интерес к социальным вопросам заставил его поддержать молодых радикалов во время беспорядков в гетто Уоттса, Ньюарка, Гарлема и Детройта, хотя они и противоречили принципам ненасилия. Осознавая, что расовая дискриминация тесно связана с проблемой бедности, Кинг даже начал разрабатывать специальную программу борьбы с бедностью. В ноябре 1967 г. он объявил о начале «Кампании бедных людей», которая должна была завершиться в апреле 1968 г. большим «Маршем бедняков» на Вашингтоне. 28 марта 1968 г. Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (Теннесси), целью которого была поддержка бастующих мусорщиков. Несколько дней спустя, выступая в Мемфисе, он сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы. Я смотрел вперед и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас – все мы, весь народ увидит эту Землю». На следующий день, 4 апреля 1968 г., Мартин Лютер Кинг был убит снайпером-расистом, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле. Его похоронили на родине – в Атланте.


Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг (15 января 1929 — 4 апреля 1968) — самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против участия армии США в войне во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем.
Саркофаг Мартина Лютера Кинга и его жены Коретты Скотт Кинг в Атланте, Джорджия | Мартин Лютер Кинг, Движение за гражданские права чернокожих в США, расизм, сегрегация, "У меня есть мечта".,




Безусловной заслугой Кинга стал найденный им третий, наиболее эффективный путь противостояния несправедливости, принципиально отличающийся как от умеренного «постепенчества» NAACP и других «старых» афро-американских организаций, так и от экстремизма «черных националистов» и «черных мусульман», чреватого лишь кровопролитием и новыми страданиями. Кинг и его соратники доказали, что ненасилие является единственным морально оправданным и практически реальным способом, доступным чернокожим американцам в их борьбе за свои права. Правда, само убийство Кинга послужило сильнейшим импульсом для роста в 70-80-е годы популярности черного экстремизма, как в его левацкой разновидности, представленной «Черными пантерами», так и в форме черного расизма, исповедуемого новой версией «Нации ислама». И, тем не менее, именно заложенные Кингом ненасильственные и гуманистические параметры борьбы за гражданские права позволили, при всей остроте расовых проблем в современной Америке, обеспечить реальную эмансипацию афро-американцев, самым зримым символом которой стало избрание Барака Обамы президентом США.

16 января 1986 г. бюст Кинга был установлен в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне – темнокожий американец удостоился такой чести впервые. С 20 января 1986 г. и темнокожие, и белые граждане США ежегодно отмечают общенациональный «День Мартина Лютера Кинга». Возможно, это приближает реализацию той самой мечты, которая была у «барабанщика справедливости» -- мечты о дне, когда черные и белые американцы «сядут за стол братства».


Михаил Калишевский

Михаил Калишевский, Contributor: Born in 1957 in Moscow. Graduated from Moscow University (Department of History) in 1980. In 1980 -- 1993 -- scientific activity in Institute of World Economy and International relatioons (Russian Academy of Sciences). In 1993 -- 2006 -- head of political department in "Inostranets" Publishing House, journalist, politologist, editor. Since 2006 -- independent journalist, politologist and historian. (Подробнее...)