America Pictured Меню

Отмена рабства

Основная угроза рабовладению исходила все-таки не от рабов, а от промышленников и фермеров Севера



На обложке:

Унесённые ветром
«Унесённые ветром» - роман американской писательницы Маргарет Митчелл, события которого происходят в южных штатах США в 1860-х годах, во время (и после) гражданской войны.

ЗА ПРАВО «НА САМОГО СЕБЯ»

Алексис де Токвиль

Алексис-Шарль-Анри Клерель де Токвиль (29 июля 1805— 16 апреля 1859) — французский политический деятель, лидер консервативной Партии порядка, министр иностранных дел Франции (1849). Более всего известен как автор историко-политического трактата «Демократия в Америке» (2 тома, 1835, 1840), который называют «одновременно лучшей книгой о демократии и лучшей книгой об Америке» | Алексис де Токвиль, консервативная Партия порядка, министр иностранных дел Франции, Демократия в Америке,

ЗА ПРАВО «НА САМОГО СЕБЯ»

6.9K

Просмотров/Репосты

[Комментарии] Известный французский историк и литератор Алексис де Токвиль, отправившийся в 1830 г. в путешествие по США, написал позднее в своей знаменитой книге «Демократия в Америке»: «В отмене рабства в Соединенных Штатах заинтересованы не чернокожие, а белые.» Насчет «незаинтересованности» рабов в отмене рабства с Токвилем, конечно же, нельзя согласиться. Против этого говорит хотя бы лавинообразный рост протестных настроений среди рабов в условиях «хлопкового бума», резко ухудшившего положение чернокожих невольников. Всю первую половину XIX века южные штаты трясло от волнений. На борьбу за свободу рабов Юга вдохновляла победа восстания на Гаити во главе с Туссен-Лувертюром, закончившееся провозглашением (1804) первой в мире негритянской республики. Целая череда «черных бунтов» («Заговор Габриэля Проссера» 1800 г. в Вирджинии, восстания в Вирджинии и Северной Каролине 1802, 1804,1805 гг., «Заговор Телемака Вези» 1822 гг. в Южной Каролине) увенчались крупным выступлением вирджинских рабов под руководством чернокожего баптистского проповедника Ната Тернера (1831). Несмотря на зверские репрессии (из кожи казненного Тернера, например, наделали кошельков-сувениров), настрой многих рабов оставался весьма решительным. Другое дело, что при всей значимости борьбы чернокожих основная угроза рабовладению исходила все-таки не от них, а от промышленников и фермеров Севера, чьи интересы вошли в непримиримое противоречие с интересами рабовладельцев.

ТРЕЩИНА МЕЖДУ СЕВЕРОМ И ЮГОМ

Cам Токвиль так объяснил причины незаинтересованности белых северян в сохранении рабства: «Всюду повторялось одно и то же: колонии, в которых не существовало рабства, становились населеннее и богаче, чем те, где оно существовало. Постепенно возникло понимание того, что кабала не только жестока по отношению к рабу, но и гибельна для хозяина.»

Против рабства работали и внешнеполитические обстоятельства - в 1807 году работорговля (но не рабство!) была запрещена в Британской империи. Перевозчики рабов лишились крупнейшего флота мира. Это стимулировало северные штаты, которые вслед за Массачуссетсом (1783) запретили у себя рабство и работорговлю, приступить к давлению на федеральный конгресс с тем, чтобы добиться введения такого запрета по всей стране. Однако принятый в 1807 г. закон о запрете ввоза рабов в США не отменял самого рабства и не освобождал невольников. Их число продолжало расти, правда, уже не за счет импорта, а в силу естественного прироста. Спор о том, какая форма хозяйствования должна возобладать на новых территориях, которыми всю первую половину XIX века «прирастали» США с запада, превратился в основное противоречие - в каждом новом штате экспансия плантаторов, стремившихся распространить рабство на новые земли, сталкивалась со встречным потоком фермеров и промышленников Севера, у которых были свои виды на эти территории. Острая борьба вокруг разрешения или запрета рабства на новых землях по существу определяла, каким путем дальше будет развиваться страна и сохранится ли она вообще. «Миссурийский компромисс» 1820 г., запрещавший введение рабства западнее Миссисипи и севернее 36°30' с. ш., а в отношении других новых штатов предоставлявший конгрессу, а не местному населению, право решать вопрос о рабстве, являлся в этом смысле лишь перемирием.

Требования наложить запрет на рабовладение обрели новый импульс после того, как в 1834 г. рабство было запрещено во всех британских владениях, а работорговля приравнена к пиратству - Royal Navy стал гоняться за судами работорговцев по всем океанам и вздергивать их капитанов на реях. В США тем временем резко активизировались противники рабства, подхватившие духовную эстафету богослова Эдвардса и массачусетских квакеров, боровшихся с рабством в предыдущем веке. Их стали называть «аболиционистами» (от английского abolish – отменить, ликвидировать).

ПЕРВЫЕ АБОЛИЦИОНИСТЫ

К 1840 г. возникло до 2000 аболиционистских организаций общей численностью в 200 тысяч человек. Однако аболиционисты вовсе не были так влиятельны, как можно было бы подумать. Их митинги действительно собирали значительные аудитории, но основную массу составляли люди, которые были солидарны с аболиционистами лишь в том, что рабство - это зло. При этом, едва ли кто-нибудь из этих людей был бы рад иметь чернокожего хотя бы в соседях. И уж абсолютно никто не стремился давать рабам равные права. Тот же Токвиль писал: «У меня сложилось впечатление, что расовые предрассудки сильнее проявляются в тех местах, где рабство отменено, чем в тех, где оно еще существует. Но наибольшая нетерпимость проявляется там, где рабство никогда не существовало… Негры свободны и объявлены равными белым, но они не пользуются одинаковыми с ними правами, не разделяют их удовольствий, трудов и страданий, они даже не могут быть похоронены рядом с белыми… Чернокожим позволяют молиться тому же Богу, которому молятся белые, но не в одном храме с ними. У них есть свои священники и свои церкви. Ни при жизни, ни после смерти чернокожие не могут сблизиться с белыми.» Видимо, рациональное понимание аморальности и, главное, экономической неэффективности рабства тогда еще не могло вытеснить пуританской «богоизбранности» в самосознании. Общественность Севера сочувствовала рабам, но мало кто осмеливался выступать за их немедленное освобождение, поскольку рабы, как-никак, являлись «священной частной собственностью» плантаторов. Даже самые радикальные аболиционисты были против экспроприации рабовладельцев, считая, что нужен выкуп. Власти северных штатов смотрели сквозь пальцы, например, на то, что в Иллинойсе, между прочим, родном штате Авраама Линкольна, в 1840 году проживал 331 раб. Схожая ситуация складывалась в Индиане, где даже шли разговоры о повторной легализации рабства.


Уильям Ллойд Гаррисон

Уильям Ллойд Гаррисон (12 декабря 1805 — 24 мая 1879) — американский аболиционист, основатель «Американского общества борьбы с рабством», секретарь «Общества непротивления» в Новой Англии, публицист и поэт. | Уильям Ллойд Гаррисон, аболиционист, Американское общество борьбы с рабством, Общество непротивления, публицист, поэт,

И, тем не менее, аболиционисты упорно отстаивали идею о том, что суть свободы состоит не только в обладании собственностью, но и в собственности на самого себя. «Право на самого себя есть фундаментальное право» - главный тезис движения. Самое бескомпромиссное его крыло, требовавшее немедленной отмены рабства, возглавил Уильям Ллойд Гаррисон из Массачусетса. 1 января 1831 года он выпустил первый номер газеты «Liberator», в котором заявил: «Я буду всеми силами добиваться немедленного освобождения рабов. На эту тему я не могу ни думать, ни говорить, ни писать хладнокровно. Я дал обет быть непоколебимым и неумолимым, не отступать ни на дюйм, и я буду услышан». Его «Liberator» имел задачу выставить на всеобщее обозрение самые отвратительные стороны рабства и заклеймить рабовладельцев как мучителей. В 1832 г. Гаррисон организовал «Общество Новой Англии для борьбы против рабства». Союз Севера с Югом он назвал «союзом Севера со смертью и соглашением с адом».

В основе радикализма Гаррисона лежало убеждение в том, что сама конституция США освящает рабство. Поэтому он считал ликвидацию конституции как бы условием для широкой политической борьбы. По его мнению, до того, как это произойдет, любая политическая борьба бессмысленна за исключением агитации и прямых действий, прежде всего, в виде организации побегов рабов. При этом, однако, Гаррисон был противником создания отдельных организаций чернокожих.

Более умеренным аболиционистам претил его радикализм, они склонялись в пользу полной легальности. В 1836 г. в движении произошел раскол. Сторонники Гаррисона организовали «Американское общество моральных реформ», а течение, примкнувшее к газете «Coloured American», считало возможным и в рамках конституции США организовывать политическую борьбу, в том числе создавая организации чернокожих. Виднейшим деятелем этого направления стал Фредерик Дуглас - выходец из рабов, один из первых афро-американских общественных деятелей. Однако и он в конечном итоге пришел к мысли о необходимости вооруженных восстаний рабов.

«ПОДЗЕМНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»


Подземная железная дорога

Подземная железная дорога - обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Действовала вплоть до начала Гражданской войны в США в 1861 году. За период с 1830 по 1861 годы по этому пути удалось переправить на Север и дать свободу более чем 60 тысячам рабов. Наиболее отличились Томас Гаррет, помогший бежать более чем 2 200 рабам, и негритянка Гарриет Табмен, совершившая 19 «путешествий по дороге» и освободившая примерно 300 рабов. | Подземная железная дорога, побег рабов, Томас Гаррет, Гаррет Табмен, рабство, аболиционизм,




Одной из самых распространенных форм борьбы с рабством была помощь беглым, предоставление им убежища на Севере или в Канаде. В 30-е годы во всех северных штатах имелась разветвленная сеть тайных маршрутов, названных «подземной железной дорогой». Особенно успешно она действовала на Северо-Западе, где ее организовали фермеры-горцы. В 1838 г. даже образовалась легальная организация - «Общество подземной железной дороги».

Рабов переправляли из Кентукки в Огайо, Индиану и Иллинойс или в область Великих озер. Особенно прославились проводники Гарриет Табмен, Джон Браун, Джозия Хенсон, Джон Уокер.


Гарриет Табмен

Гарриет Табмен (урожденная Араминта Росс, 1820 г — 10 марта 1913 г) — американская аболиционистка, борец против рабства и за социальные реформы в США. Родилась в семье раба и выросла на ферме в графстве Дорчестер, Мэриленд. В 1849 году бежала из неволи в штате Мэриленд на Север и включилась в аболиционистское движение, поддерживала связь с Джоном Брауном. Гарриет активно участвовала в деятельности Подземной железной дороги, переправлявшей беглых негров из южных штатов на Север и в Канаду. В 1850-х годах она совершила 19 поездок на Юг, лично освободив более 300 рабов | Гарриет Табмен, аболиционистка, рабство, социальные реформы, Подземная железная дорога, освобождение рабов,

Гарриет Табмен родилась рабыней в Мэриленде в 1820 г. (умерла в 1913 г.) и бежала из неволи на Север. В ходе 19 нелегальных поездок на Юг из Канады, она лично освободила около 300 рабов и еще большему числу помогла бежать. Плантаторы обещали за ее голову 40.000 долларов. Бывший раб Джозия Хенсон бежал в Канаду и оттуда организовал бегство 118 рабов из Кентукки. В 1846 г. знаменитый Джон Браун был присужден к повешению за содействие бегству рабов. Позже виселица была заменена телесным наказанием. Джона Уокера за такой же поступок подвергли пытке раскаленным железом. Благодаря «подземной железной дороге» в 30-60-е годы только в штате Огайо получили свободу не менее 40 тысяч беглых.

ВОКРУГ «ХИЖИНЫ ДЯДИ ТОМА»

К середине XIX века проблема рабства окончательно стала центральной в общественной жизни В полемике вокруг этой темы участвовали виднейшие политики, религиозные и моральные авторитеты, писатели, художники. В среде аболиционистов были Джон Уиттир, Уолт Уитмен, Генри Лонгфелло, Ралф Эмерсон и другие выдающиеся представители интеллигенции. Без преувеличения огромный вклад в осуждение рабства внес знаменитый роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», изданный в 1852 году. Он моментально стал одним из первых национальных бестселлеров. Это произведение также быстро получило мировую известность, в том числе и в России. Так, в 1858 г. «Современник» Чернышевского разослал подписчикам русский перевод романа.

Опасность книги была в полной мере осознана защитниками рабства. Только в 1853-1854 годах на Юге появилось 14 романов, ставивших целью опровергнуть ее. Их названия говорят сами за себя: «Хижина тетушки Фелиции», «Дядюшка Робин в своей хижине в Вирджинии и Том без хижины в Бостоне», «Хижина и особняк, или рабы и хозяева», «Южная жизнь как она есть» и так далее.

На Юге было популярно сравнение южного рабства с наемным трудом на Севере. Южане искренне верили, что последний гораздо более жесток и бесчеловечен. По их словам, рабы на плантациях работали не более 9 часов в сутки, все они питались и одевались гораздо лучше наемных рабочих, короче говоря, «негры-рабы Юга являлись счастливейшими и в определенном смысле самыми свободными людьми в мире».

Все это, конечно же, было мифом, но мифом, несмотря на всю бесчеловечность рабства, отражавшим определенные эмоционально-психологические и культурно-бытовые особенности «доброго, старого Юга». Которые, кстати, подметил опять же Токвиль: «На Юге, где все еще существует рабство, белые меньше сторонятся чернокожих, им случается вместе работать или развлекаться, у них существуют определенные формы общения. Законы, касающиеся негров, там суровы, но обычаи проникнуты мягкостью и терпимостью. На Севере же четких границ, отделяющих униженную расу от белых, не существует, и белые из страха смешения с чернокожими всеми силами стремятся держаться подальше от них.» Так что «добрый, старый Юг», столь талантливо описанный в романе Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», вряд ли стоит считать сплошной идеализацией.

ПРЕДЧУВСТВИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Впрочем, рабовладельцы занимались далеко не только литературной полемикой. Они развернули против аболиционистов настоящий террор. Так, например, в 1837 г. в Альтоне (Иллинойс) Джон Лавджой, редактор небольшой аболиционистской газеты, поместил резкую статью о том, как толпа белых сожгла чернокожего. После этого типография газеты была дважды разгромлена. Тогда Лавджой сформировал отряд добровольцев для охраны типографии. В ночь на 7 ноября 1837 г. толпа атаковала типографию и подожгла его. Пожар удалось потушить, но погромщики вернулись, чтобы еще раз поджечь здание, и растерзали Лавджоя. 12 убийц, задержанных на месте преступления, были признаны судьей невиновными.

Политическая борьба постепенно принимала все более ожесточенный характер. Поводом для резкого обострения отношений между сторонниками и противниками рабства стала американо-мексиканская война 1846-48 гг. Аболиционисты полагали, что эта война была начата исключительно в интересах рабовладельцев, желавших распространить рабство на отторгнутые у Мексики территории. Так, Уолт Уитмен в 1847 г. написал статью, где говорилось о нежелании «рабочих Севера, борющихся за свои права, в то же самое время состоять в регулярной армии, для того чтобы держать в рабстве своих братьев и сестер при помощи штыка».


Фредерик Дуглас

Фредерик Дуглас (наст. имя — Фредерик Огастес Вашингтон Бейли) (февраль 1818 — 20 февраля, 1895) — американский писатель, просветитель, аболиционист, редактор и оратор. Один из известнейших борцов за права чернокожего населения Америки, руководитель негритянского освободительного движения. | Фредерик Дуглас, писатель, просветитель, аболиционист, оратор, борец за права чернокожего населения Америки, негритянское освободительное движение, рабство,

В том же году была создана Партия Свободы во главе с соратником Гаррисона и Дугласа Джеймсом Бирни, аболиционистом-южанином, освободившим своих рабов. Она требовала запрещения рабства на новых территориях. В 1848 г. в Буффало образовалась новая партия для борьбы против рабства, куда вошли аболиционисты из Партии Свободы, а также из Партии Вигов и Демократической партии. Лозунг этой партии был - «Свободная (от рабства) земля» (Free soil), а основной задачей - не допустить рабства на включаемых в США западных территориях. На президентских выборах 1848 г. фрисойлеры собрали около 10%, и одновременно провели в конгресс 5 своих кандидатов. Партия фрисойлеров была первой партией, в организации которой приняли участие афро-американцы, в частности, Фредерик Дуглас. Впрочем, впоследствии он стал критиковать ее за нерешительность, считая необходимым требовать быстрого уничтожения рабства, а не только его ограничения.

Вопрос о рабстве на западных землях резко обострился после открытие золота в Калифорнии в 1848 г. Рабовладельцам удалось добиться принятия законопроекта от 1850 года, согласно которому населению Нью-Мексико и Юты было предоставлено право самому решить вопрос о рабстве. Но главное - в том же году был принят закон, обязывавший население всех штатов участвовать в поимке беглых. Он предусматривал кары не только для рабов и для тех, кто их укрывал, но и даже для тех, кто не помогал поимке беглого. Во всех штатах учреждались комиссары по отлову рабов. Власти и население должны были оказывать им всяческое содействие, пойманных рабов отправляли к хозяину. Для того чтобы комиссар признал раба беглым, достаточно было, чтобы любой белый заявил под присягой, что данный чернокожий - беглый. После принятия этого закона жившие на Севере чернокожие начали массами переселяться в Канаду. В некоторых местах буквально за пару дней после принятия закона туда уехало более половины афро-американцев.

Противоречия из-за рабства вызвали трансформацию тогдашней двухпартийности в лице Партии Вигов и Демократической партии. Противники рабства из обеих партий вместе с аболиционистами из малых партий образовали новую Республиканскую партию во главе с Линкольном. Партия Вигов развалилась, а Демократическая партия консолидировалась на рабовладельческой платформе.

Следующим объектом рабовладельческой экспансии стали Канзас и Небраска, лежавшие севернее 36°30' с. ш. Когда в 1854 г. их принимали в состав США, конгресс предоставил населению этих территорий право решить, будут ли они свободными или рабовладельческими штатами. Тотчас же туда с Юга двинулись отряды рабовладельцев, дабы обеспечить нужные для себя итоги голосования, то есть силой ввести рабство. Но навстречу им с Севера выступили тысячи фермеров. Результатом стало острое противостояние, временами перераставшее в настоящую гражданскую войну, которая велась с переменным успехом вплоть до 29 января 1861 г., когда Канзас все-таки был признан свободным штатом. Собственно, события в Канзасе можно считать фактическим началом Гражданской войны. Другим событием, показавшим всю глубину пропасти, разделившей Север и Юг, стал рейд отряда Джона Брауна на арсенал в Харперс-Ферри (Вирджиния) в октябре 1859 г.. Дело Джона Брауна, казненного южанами, встретило горячую поддержку на Севере. А вот на Юге еще громче зазвучали голоса тех, кто считал, что если так пойдет и дальше, то Югу в составе США делать нечего.

АВРААМ ЛИНКОЛЬН: «Я НЕНАВИЖУ РАБСТВО…»

И все же у южных штатов еще была возможность защитить свои интересы, оставаясь в союзе. У них были весьма прочные позиции в федеральном центре, достаточно сказать, что рабовладельцы контролировали большинство комитетов конгресса и Верховный суд. Последний бой было решено дать на президентских выборах 1860 года и не допустить избрания республиканского кандидата Линкольна.

Авраам Линкольн так объяснял причины, по которым он отвергал рабовладение: «Я ненавижу рабство потому, что рабство само по себе чудовищно несправедливо. Я ненавижу его потому, что оно лишает наш образец республиканизма заслуженного влияния в мире; дает благовидную возможность врагам свободных институтов насмехаться над нами как над лицемерами; заставляет убежденных друзей свободы сомневаться в нашей искренности. И особенно потому, что рабство заставляет столь многих действительно хороших людей быть в состоянии скрытой войны с самыми основными принципами гражданской свободы.»

Вместе с тем, при всей ненависти к рабству, Линкольн не был сторонником немедленной и повсеместной его отмены. Он неоднократно говорил об отсутствии у него планов «прямо или косвенно вмешиваться в судьбу рабства в штатах, в которых оно существует». Линкольн постоянно уточнял, что под «окончательным исчезновением» рабства он имеет в виду только то, что «мирное искоренение рабства произойдёт не через день, и не через год, и не через два года», а «в срок, не меньший, чем сто лет.»

Более того, Линкольну принадлежали и такие слова: «Негры, как и белые, имеют те же естественные права, записанные в Декларации Независимости. Но я не понимаю, почему, если я не хочу, чтобы негритянка была рабыней, я обязательно должен взять ее в жены? Я не являюсь, и никогда не был, сторонником в какой-либо степени социального и политического равенства рас. Я не являюсь, и никогда не был, сторонником негров, как избирателей или присяжных, или позволения им занимать госдолжности, или межрасовых браков с белыми, более того, я скажу, что существует физическое различие между расами, которое, по моему мнению, навсегда сделает невозможным совместное проживание двух рас на условиях социального и политического равенства».


Форт Самтер

Сражение за форт Самтер - блокада, бомбардировка и взятие форта Самтер около города Чарльстон, штат Южная Каролина. Это событие послужило формальным предлогом для начала Гражданской войны в США | Форт Самтер, Чарльстон, Южная Каролина, Гражданская война в США,

Во время предвыборной кампании Линкольн делал основной упор не столько на уничтожении рабства, сколько на невозможности для страны жить «домом разделенным» - наполовину рабовладельческой, наполовину свободной. Когда победа на выборах стала очевидной, Линкольн еще раз подтвердил, что остановит распространение рабства, но не будет пытаться отменить его там, где оно уже есть. Сохранение единства США было для него было более важно, чем борьба с рабством. Тем не менее, южные штаты посчитали избрание Линкольна слишком большой угрозой. Под лозунгом «Если ценности Юга не могут быть сохранены в рамках Штатов, нам ничего не остается, как стать суверенным государством» Южная Каролина, Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана и Техас провозгласили Конфедеративные Штаты Америки. 1 апреля 1861 г. южане напали на федеральный Форт Самтер. Линкольн объявил Юг в состоянии мятежа, и началась самая кровопролитная в истории США война.

В ходе войны взгляды Линкольна, естественно, радикализовались. Он согласился на военный призыв чернокожих, хлынувших на призывные пункты, правда только на второй год войны. Он всерьез опасался, что примерно 50.000 северян, не желавших видеть черных в своих рядах, перейдут на сторону Юга. Однако вскоре массовое мужество чернокожих завоевало уважение их белых товарищей по оружию. И ненависть южан -пленных афро-американцев тут же продавали в рабство, а то и расстреливали. В 1864 г. генерал Форрест (будущий основатель Ку-клукс-клана), узнав, что черные составляли половину защитников форта Пиллоу, взятого южанами большой кровью, приказал казнить 300 чернокожих пленных: их сжигали живьем или распинали.


Освобождение рабов

Прокламация об освобождении рабов — документ, состоящий из двух указов Авраама Линкольна, изданных во время гражданской войны в США. Первый указ, изданный 22 сентября 1862 года, объявлял свободными всех рабов в любом штате CША, не возвратившемся в состав США до 1 января 1863 года. Второй указ, изданный 1 января 1863 года, назвал 10 отдельных штатов, на которые будет распространяться отмена рабства. Линкольн имел право издавать такие указы как «главнокомандующий армией и флотом Соединённых Штатов» | Прокламация об освобождении рабов, Авраам Линкольн, Гражданская война в США, рабство,

Логика борьбы заставляла Линкольна идти на решительные шаги: 22 сентября 1862 г. он подписал Прокламацию об освобождении всех рабов в Конфедерации. В своей второй инаугурационной речи в марте 1865 г. президент пообещал: «Даже, если Бог повелит, чтобы эта война продолжалась, пока не поглотит богатства, созданные рабами за 250 лет неоплаченного тяжелого труда, и пока каждая капля крови, выпущенная плетью, не будет оплачена каплей крови, выпущенной мечом, все равно мы скажем: кары Божии заслужены и справедливы!»

Наконец, южане были разгромлены, и в декабре 1865 г. конгресс принял XIII поправку, повсеместно запрещавшую рабство. Однако до реального освобождения афро-американцев было еще очень далеко.

РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

При всех различиях между США и Россией, в середине XIX века перед двумя странами стояли в чем-то схожие социально-политические задачи. Как и в Америке, где рабство было главной проблемой, в России все общественные вопросы сводились к проблеме крепостного права. Это обусловило, во-первых, взаимный интерес, а во-вторых, широкое применение всевозможных параллелей при описании и анализе происходивших в двух странах событий. Русских крестьян сравнивали с черными рабами, помещиков уподобляли плантаторам.
Достаточно прозрачно эта параллель была проведена, в частности, Чернышевским в его романе "Что делать?". Один из его героев - Бьюмонт, говоря о своей жизни в США, замечает, что его статьи о влиянии крепостного права на общественное устройство России «прибавили новый аргумент аболиционистам против невольничества в южных штатах». Равным образом критика американского рабства относилась и к русскому крепостничеству. Журнал "Русское слово" регулярно информировал своих читателей о борьбе против рабства в Америке. «Эмансипация негров, - писало «Русское слово» в ноябре 1861 года, - считавшаяся в прошлом году утопией или преступлением, является теперь искренним желанием значительной части северных граждан. Уже теперь никто не подвергает сомнению справедливость этой меры». Рассказывая о войне между Севером и Югом, редакция «Русского слова» развернула картину роста аболиционистских настроений в армии северян, приводила яркие отрывки из выступлений противников рабства, «ставшего причиною кровопролития».

Аболиционисты, со своей стороны, использовали факт отмены крепостничества в России в качестве аргумента против рабства в США. «И хотя системы русского крепостного права и американского негритянского рабства отличались, - писал американский историк Уолдмэн, - отмена крепостного права вселила новое мужество и силы всем, кто боролся за разрушение института человеческого рабства в США». В ноябре 1861 г. газета «New York Daily Tribune» опубликовала статью «Эмансипация в России», в которой отмена крепостного права рассматривалась как аргумент в пользу ликвидации рабства в США. Корреспонденты русских газет тоже не раз писали о влиянии реформы 1861 г. на настроения противников рабства в США. Так, корреспондент «Северной пчелы» сообщал из Вашингтона о распространении в США стихов об освобождении русских крестьян. Стихи эти, замечал журналист, «поются на улицах Вашингтона и сделались народным достоянием». Сам Линкольн рекомендовал вернувшемуся из Петербурга Байярду Тейлору прочитать лекции «о крестьянах и эмансипации в России». Эти лекции, по мнению президента, должны были принести большую пользу.


Крестьянская реформа

Крестьянская реформа в России (отмена крепостного права) — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в Российской империи. Явилась первой по времени и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II; возвещалась Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года. Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (Чтение манифеста)». Картина 1907 года | Крестьянская реформа в России, отмена крепостного права, император Александр Ii,




Все акции Линкольна получали широкий отклик в России. Так, посланник США в Петербурге Камерон сообщал
госсекретарю Сьюарду 28 июля 1862 года, что «предложенная президентом эмансипация рабов на основе компенсации их владельцам обсуждается в России не только американскими гражданами, но и всеми русскими деятелями». Пересылая статью из Санкт-Петербургских ведомостей от 5 января 1863 года, очень положительно оценивавшую Прокламацию Линкольна об освобождении рабов в Конфедерации, заменявший посланника США в России Тейлор писал Сьюарду, что эта статья «представляет чувства среднего класса русского народа» и может рассматриваться как выражение мнения, «не внушенного и не модифицированного отношением императорского правительства к правительству США». В ответном письме госсекретарь оценил эту статью как «отличающуюся симпатией и проницательностью» и сообщил о намерении переиздать ее.

Журнал «Современник» дал подробный анализ Прокламации Линкольна, отвергая нападки на нее и упреки в неконстуционности. Причем журнал считал, что восстания рабов были бы естественным следствием перехода к решительным методам ведения войны. «Русское слово» тоже горячо приветствовало Прокламацию: «Наконец наступил великий день для Америки, и эдикт об эмансипации негров, ожидаемый с таким нетерпением, был обнародован в Вашингтоне. Что же касается до мнения света, то Линкольн смело может рассчитывать на сочувствие всех благомыслящих современников и быть уверенным, что потомство глубоко будет уважать его память».

Полное одобрение русской общественности получило согласие Линкольна на призыв афро-американцев в армию. В русских газетах и журналах приводились примеры отваги чернокожих солдат. В целом же демократические круги русской общественности выражали уверенность в неизбежности
крушения рабства, критикуя в то же время северные власти за непоследовательность в этом вопросе. Что же до официального Петербурга, то при всем его консерватизме, он, тем не менее, оказывал поддержку Северу, о чем говорили демонстративные визиты двух русских эскадр в Сан-Франциско и Нью-Йорк в 1863-64 гг., когда возникла угроза вмешательства в войну Великобритании, поддерживавшей южан.


Михаил Калишевский

Михаил Калишевский, Contributor: Born in 1957 in Moscow. Graduated from Moscow University (Department of History) in 1980. In 1980 -- 1993 -- scientific activity in Institute of World Economy and International relatioons (Russian Academy of Sciences). In 1993 -- 2006 -- head of political department in "Inostranets" Publishing House, journalist, politologist, editor. Since 2006 -- independent journalist, politologist and historian. (Подробнее...)