America Pictured Меню

Рабство

Ни в коем случае не следует представлять себе рабов, как некое покорное стадо.



На обложке:

Рабство
По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов.

НА ЗАРЕ АФРО-АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ

Рабство

По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. | Рабство, гражданская война, плантации, продажа рабов,

НА ЗАРЕ АФРО-АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ

4.5K

Просмотров/Репосты

[Комментарии] История афро-американцев началась более чем за полтора века до появления самих США. И началась она с такой позорной и трагической страницы, как работорговля. Однако первыми рабами в Северной Америке были не африканцы, а европейцы. Их называли «сервентами» - законтрактованными слугами. В XVII – XVIII веках, если кто-нибудь хотел перебраться в Новый Свет, но у него не было денег на дорогу, то подписывался контракт, обязывавший отработать переезд за 5 лет - на положении кабального слуги. Человека привозили в Америку и просто продавали с аукциона. Зачастую из-за новой задолженности сервент оставался у хозяина на второй и третий сроки.

«БЕЛЫЕ РАБЫ»

Основную часть сервентов составляли английские и ирландские крестьяне, разоренные в ходе огораживаний. Немало было среди сервентов и осужденных на каторгу. Эта категория кабальных слуг обычно должна была отработать 7 лет. Прозвище «белые рабы», которое получили сервенты, не стоит считать преувеличением. Мало того, что сервента продавали, как вещь, хозяин зачастую мог увеличивать срок контракта, жестоко наказывать сервента, а то и забить его до смерти. Законы британских колоний, как правило, предусматривали лишь символическую ответственность хозяина за смерть сервента или ущерб его здоровью.

Сервенты, естественно, часто убегали. Случались и восстания сервентов прямо на «рабочих местах». В целом же институт «белого рабства», возникший в то время, когда в Западной Европе рабство практически исчезло, безусловно, способствовал укоренению в колониях рабства «черного» или «цветного».

ВСТРЕЧА С НОВЫМ СВЕТОМ

Считается, что первые африканцы ступили на землю Северной Америки еще в 1619 году – даже раньше пилигримов с «Мэйфлауэра». Некий голландский корабль доставил из Африки первую партию рабов (20 человек) в поселение Джеймстаун, что в колонии Вирджиния. Колония отчаянно нуждалась в рабочей силе, чтобы вырастить достаточный для выживания урожай - кукурузу для пропитания и табак на экспорт. Заставить работать на себя индейцев, несмотря на свое превосходство в вооружении, колонисты не могли - их было слишком мало. К тому же индейцы были храбрыми и изобретательными людьми, отлично чувствовавшими себя в окружающих лесах, чего не скажешь об англичанах. И, главное, индейцы были очень свободолюбивы. Удержать их в неволе, тем более, когда вокруг полно соплеменников, готовых придти на помощь, было просто невозможно.


Рабство

Рабство в США — система рабовладения и использования труда рабов, существовавшая в британских американских колониях и США в 1619—1865 годах. Большинство рабов были неграми, насильно вывезенными из мест проживания в Африке, и их потомками. Впервые африканские невольники были завезены в британскую Виргинию английскими колонистами в 1619 году. По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов. Рейс «Золотой берег» - так в конце XVII века негров угоняли в рабство | Рабство, гражданская война, Золотой берег,



В этой ситуации чернокожие невольники стали прямо-таки спасением. Являясь представителями племенной культуры с ее семейными узами и традиционными ритуалами, африканцы чувствовали себя особенно беспомощными, оказавшись в совершенно чужом и враждебном мире. Их было легче терроризировать, чем тех же индейцев, или белых бедняков из Европы. К тому же большинство африканцев было выходцами из Западной Африки, где уже существовали целые рабовладельческие государства. Причем зачастую именно местные царьки продавали своих подданных в рабство. Хотя, конечно, рабы в Африке были скорее подобны крепостным, т. е. они обладали кое-какими правами, которых не было у несчастных, привезенных в Америку. Наконец, африканца можно было эксплуатировать в течение всей его жизни, а не только лишь в период действия контракта. Содержание черного раба обходилось вдвое дешевле, чем содержание сервента, кроме того, африканцы были сильнее и выносливее как индейцев, так и «белых рабов».

Вполне понятно, что те преимущества, которые сулило использование африканцев, вскоре осознали не только жители Джеймстауна, но и поселенцы других колоний. Работорговля стала развиваться прямо-таки ударными темпами. Уже в 1637 г. первый собственно американский невольничий корабль «Желание» отплыл к берегам Африки из порта Марблхед.

НЕВОЛЬНИЧИЙ БУМ

Интенсивный рост работорговли подстегивался, прежде всего, самим развитием плантационного хозяйства на юге будущих США. Юг стал заселяться европейцами одновременно с Севером, даже несколько раньше, но это была совсем иная колонизация. На Севере оседали религиозные диссиденты-пуритане, уехавшие в Новый Свет в поисках духовной свободы и строившие свое хозяйство на новых, максимально очищенных от феодальных пережитков основах (фермерские хозяйства, мануфактурное производство, торгово-финансовый капитал). А вот на Юге колонисты, среди которых было много представителей английской аристократии, отнюдь не собирались строить «новый мир», как пуритане, а, наоборот, хотели воссоздавать «старый», да еще в таких его чертах, которые в Европе уже стали исчезать. И получить именно таким образом максимальную выгоду.

Южные колонисты стремились как можно интенсивнее возделывать товарные культуры - индиго, рис, табак, позднее хлопчатник, которые предназначались для европейских рынков. Здесь рано появились плантации, а, стало быть, и черные невольники. Желание получить максимальную прибыль в минимальные сроки обусловило совершенно жуткую эксплуатацию. Рабы работали до 18 -19 часов в сутки. На ночь их запирали и спускали собак. Средняя продолжительность жизни раба на плантациях составляла не более 7-10 лет. Но это мало волновала хозяев, ведь рабов не только покупали, но и «разводили» прямо на плантации. Иногда было выгоднее купить женщину, чем мужчину, и через пару лет продать ее «с приплодом».


Рабство

Рабство в США — система рабовладения и использования труда рабов, существовавшая в британских американских колониях и США в 1619—1865 годах. Большинство рабов были неграми, насильно вывезенными из мест проживания в Африке, и их потомками. Рабов продавали на невольничьих рынках. Иногда было выгоднее купить женщину, чем мужчину, и через пару лет продать ее «с приплодом». | Рабство, гражданская война, плантации, продажа рабов,




Постепенно африканцы вытеснили сервентов. Уже к концу XVII в. количество черных рабов значительно превысило число кабальных слуг. Например, в Южной Каролине уже в 1708 г. было всего 120 сервентов и 4 тысячи черных рабов. Считается, что в британских колониях в 1714 г. было 60 тысяч черных рабов, в 1760 г. - 310 тысяч, а в 1775 г. - около 500 тысяч.

На протяжении XVII - XVIII вв. эксплуатация рабов и работорговля приобретали все большее значение. В «бизнесе» участвовали сотни судов. Из-за бесчеловечных условий при перевозке смертность достигала трети, а иной раз и половины рабов, взятых на борт. И, тем не менее, работорговля приносила баснословные прибыли - до 1000%.

Вести о жестокости работорговцев и плантаторов дошли даже до далекой России. Так, в 1795 году в Санкт-Петербурге вышли заметки, написанные русским публицистом Федором Каржавиным, жившим в 1783 - 85 гг. сначала в Гаване, а потом в Вирджинии. Каржавин писал: «...все берега африканские и американские стонут от бесчеловечья, с каким поступают с черноцветными народами».


Рабство

Рабство в США — система рабовладения и использования труда рабов, существовавшая в британских американских колониях и США в 1619—1865 годах. Средняя продолжительность жизни раба на плантациях составляла не более 7-10 лет. Вести о жестокости работорговцев и плантаторов дошли даже до далекой России. | Рабство, гражданская война, плантации, продажа рабов,



КОРНИ РАСИЗМА И СЕГРЕГАЦИИ

Вряд ли отношение белых к африканцам в XVII веке следует полностью приравнивать к тому, что после назовут расизмом. Здесь речь скорее идет о корнях этого явления, питающихся свойственной человеку первобытной настороженностью и даже враждебностью ко всему «чужому», «непохожему», а цвет кожи африканцев, безусловно, вызывал именно такие ощущения. Кроме того, в Европе темнота и черный цвет всегда ассоциировались с ночью и неизвестностью и вызывали вполне определенный эмоциональный настрой - отсюда «темная сила», «тьма» и т.п. Недаром, согласно Оксфордскому словарю, до 1600 г. «черный» в Англии имел следующие значения: «Глубоко въевшиеся пятна грязи; запачканный, замаранный, грязный; имеющий темные или смертельно опасные цели, зловредный; относящийся к смерти или подразумевающий смерть, смертоносный; губительный, бедственный, злополучный; бесчестный, несправедливый, ужасный, ужасно порочный; относящийся к бесчестью, осуждению, ответственности в форме наказания и т. п.». С другой стороны, скажем, в поэзии елизаветинской эпохи, белый цвет часто символизировал красоту.

Немалую роль в формировании отношения поселенцев к африканцам сыграл и религиозный аспект, а именно пресловутое «проклятие Хама» (Быт. 6:10). Хам в переводе с древнееврейского - темный, загорелый, смуглый, а потому с проклятыми потомками Хама у европейских христиан одно время было принято отождествлять мавров и вообще темнокожих. У английских поселенцев, принадлежавших (особенно на Севере) к радикальным протестантским деноминациям, которые с особым пиететом относились к Ветхому Завету, «проклятие Хама» было перенесено сначала на индейцев, а потом и на чернокожих. Надо сказать, что многие переселившиеся в Америку протестантские общины вообще отождествляли себя с ветхозаветным «богоизбранным народом», прибывшим на новую «землю обетованную» и относились ко всем «неизбранным», прежде всего к аборигенам-язычникам, как к ветхозаветным «иевусеям», «мадианитянам» и прочим «неверным агарянам» со всеми вытекающими отсюда ветхозаветными же последствиями. Для ряда наиболее последовательных сторонников тезиса о «проклятии Хама» даже наличие у индейцев и африканцев бессмертной души было под большим сомнением.


Хам

Хам — библейский персонаж, переживший Всемирный потоп, один из трёх сыновей Ноя, брат Иафета и Сима, легендарный прародитель африканских народов, давший начало понятию «хамства», которое означает пренебрежительное отношение к культурным запретам. И. Ксенофонтов. Ной проклинает Хама | Хам, Библия, Всемирный потоп, Ной, проклятие Хама,




Приверженность подобного рода «теологии» подкреплялась прямой материальной заинтересованностью - индейцы, например, в хозяйстве колонистов были совершенно неприменимы, нужны были только их земли. Африканцы же, наоборот, были очень даже применимы в хозяйстве, но прежде всего в качестве рабов. Вот как раз для обоснования их перевода в рабское состояние тезис о «проклятии Хама» очень пригодился.

Впоследствии все это послужило фундаментов для системы расовой сегрегации в южных штатах США. Причем в колониях Юга, в гораздо большей степени, чем где-либо, именно материальная заинтересованность послужила главным стимулом к формированию системы расовой дискриминации. Религиозная же индоктринированность являлась скорее лишь инструментом идеологического оформления уже сложившихся отношений. В этом-то и специфика Юга: в отличие от Новой Англии землю здесь захватывали в основном те колонисты, для которых религиозные вопросы и, тем более, вопрос о собственной «избранности», стояли отнюдь не на первом плане. Повторю, на первом плане у них была материальная выгода, которой они к тому же не собирались добиваться, обрабатывая землю своими руками. Для этого они завозили из Африки невольников, а из Европы - сервентов. Так на Юге с самого начала сложились три резко сегрегированных общественных слоя: богатые плантаторы, «белая беднота» и черные рабы. Перегородки между слоями были почти непроницаемы, представления о «естественности» такой сегрегации и составляли главную суть культуры Юга.

Интересно, что у «бедных белых», несмотря на их бедность, тяжелый труд был не в чести, потому что он считался уделом черных. При этом «белая беднота» слепо шла за плантаторами и солидаризировалась с ними почти во всем, противопоставляя себя не богатым, а черным. А черные, лишенные всех человеческих прав, занимали самый низший слой общества.


Рабство

Рабство в США — система рабовладения и использования труда рабов, существовавшая в британских американских колониях и США в 1619—1865 годах. По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов. Рабов продавали и покупали на невольничьих рынках и аукционах | Рабство, гражданская война, плантации, продажа рабов,



Протестантская «заточенность» на якобы ветхозаветные идеологеммы, использовавшиеся для обоснования расового превосходства белых и одновременно для внушения чернокожим «предопределенности» их рабства, делала рабовладение Юга особенно жестоким. Гораздо более жестоким, чем, например, в испанских и португальских колониях, где католицизм не отказывал рабу в человеческом достоинстве полностью, считая его «человеком в особом состоянии». Кроме того, католицизм, в отличие от раннего протестантизма, зацикленного на «избранности», был заинтересован в максимальном приращении паствы, а потому почти начисто лишился расовых «предпочтений». Это, кстати, послужило одной из причин формирования в будущем преимущественно «метисных» этносов в Латинской Америке. В британских же колониях «черный» или «цветной» не считался человеком вовсе. Правда, следует признать, что первый протест против рабства как такового прозвучал все-таки не из католической, а из протестантской среды (меннониты, анабаптисты, моравские братья). Например, в Северной Америке борьба с рабством началась в 1734 г. во время «Великого пробуждения», во главе которого стоял богослов Джонатан Эдвардс.

ЗАКОНЫ РАБОВЛАДЕНИЯ И РАСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Институт рабовладения и расовое законодательство складывались постепенно, причем однозначно в сторону ужесточения. Межрасовые отношения последовательно переводились в плоскость строгой сегрегации. Так, еще в 1630 г. белый вирджинец Хью Дэвис был приговорен к «суровому бичеванию» всего лишь за то, что «надругался над самим собой, осквернив свое тело тем, что прилег рядом с негром». Расовый признак постепенно становился определяющим при назначении наказания. Например, в 1639 году шестеро белых сервентов и «негр мистера Рейнолдса» пытались бежать. При том, что белые получили более легкие наказания, «негр Эмануэль подвергся 30 ударам, на щеке его была выжжена буква R, и он должен был проработать закованным один год или более, на усмотрение своего хозяина».

В 1640 г. имело место дело чернокожей служанки, которая родила ребенка от белого Роберта Суита. Суд постановил, что «указанная негритянка должна быть подвергнута наказанию кнутом у позорного столба, а указанный Суит должен завтра до полудня публично покаяться в своем преступлении в церкви...».

Надо сказать, что проблема межрасовых браков приобрела особую «остроту». Ведь, по британским законам, статус передавался детям по отцовской линии. В результате множество мулатов, рожденных от белых хозяев, могли претендовать на часть имущества своих отцов. Проблема была решена радикально - в 1662 году в Вирджинии был принят закон, по которому статус детей определялся по матери. Дети плантатора и рабыни признавались рабами, и прав на имущество не имели. В 1664 г. в Мэриленде приняли закон, по которому белой, вышедшей за черного раба, предписывалось работать на плантатора вплоть до смерти мужа. Если же раб вступал с белой в отношения, то его, как правило, просто убивали, хотя в ряде мест сушествовала и такая норма - перепродажа за пределы колонии. В 1691 г. Вирджиния ввела изгнание любого «белого мужчины или женщины, который или которая, будучи свободными, вступят в брак с негром, мулатом, индейцем, зависимым или свободным».

Настойчивое стремление властей жестко отделить белых от черных говорит о том, что и в те времена изначальный предрассудок в отношении цвета кожи отнюдь не всегда перерастал в жестокость и ненависть. Ряд исследователей отмечает, что африканцы и белые сервенты в XVII столетии были «удивительным образом безразличны к очевидным физическим различиям между собой». Они работали и отдыхали вместе, о чем свидетельствует уже упомянутый «инцидент» с Дэвисом. Более того, когда белые и чернокожие сталкивались с общими проблемами, сообща работали, видели общего врага в своем хозяине, тогда они относились друг к другу как равные. Еще в 1663 г. белые сервенты и черные рабы графства Глостер вступили в заговор с целью побега. Дабы воспрепятствовать подобным межрасовым «контактам» даже приняли закон, по которому «в случае, если какой-либо сервент-англичанин совершит побег вместе с одним или несколькими неграми», он должен будет отрабатывать дополнительный срок и хозяину беглого чернокожего. Объявления о беглых рабах часто содержались предупреждения «враждебно настроенным» белым о последствиях укрывательства беглецов.

К началу XVIII века рабовладельческое законодательство в основном сформировалось. Оно рассматривало рабов всего лишь как движимую собственность рабовладельца. За рабами не признавалось права на семью, в любой момент их могли разлучить с детьми, супругом. Формально хозяин нес ответственность только за убийство раба, но всегда мог доказать, что тот был опасным, а в этом случае убийство раба оправдывалось. Рабам запрещали учиться грамоте, передвигаться группами более 7 человек без сопровождения белых. Любой белый, встретивший раба вне плантации, должен был потребовать у него отпускной билет, а если такого не было, мог дать 20 ударов плетью. В случае, если раб пытался защищаться или ответить на удар, он подлежал казни. В Вирджинии за нахождение вне дома после 9 часов вечера рабов подвергали четвертованию. В случае попытки к бегству им отрубали руки, сжигали и вешали.


Рабство

К началу XVIII века рабовладельческое законодательство в основном сформировалось. Оно рассматривало рабов всего лишь как движимую собственность рабовладельца. За рабами не признавалось права на семью, в любой момент их могли разлучить с детьми, супругом. | Рабство, гражданская война, плантации, продажа рабов,



Фактически бесправными были и те чернокожие, кто смог получить свободу путем выкупа или «вольной» от хозяина (к 1790 году таких в США было 60 тысяч при 760 тысячах рабов, т. е. 7,9%). В эпоху рабовладения свободные чернокожие тоже не имели права учиться, свидетельствовать в суде против белого в деле, касавшемся белых. Их не клали в больницы, где лечили белых, и они само собой не имели избирательных прав. Кроме того, «вольноотпущенника» всегда могли украсть и вновь обратить в рабство. Были также приняты, в частности в Пенсильвании, законы, по которым все свободные черные, вступившие в брак с белыми, продавались в рабство. В большинстве колоний было запрещено всякое общение рабов и «вольноотпущенников». Если раба заставали в хижине свободного черного, их обоих подвергали жестокому наказанию.

ЧЕРНЫЙ БУНТ

Ни в коем случае не следует представлять себе рабов, как некое покорное стадо. Сопротивление начиналось еще в Африке и продолжалось во время транспортировки в Новый Свет. Из источников мы знаем, что африканцы были «настолько своенравными и не желавшими покидать свою страну, что часто прыгали в море за борт каноэ, шлюпки или судна и оставались под водой, пока не тонули».

Сопротивление продолжалось и по прибытии «на место». В законе, принятом в 1669 г. в Вирджинии, говорилось об «упрямстве многих из рабов, имеющем опасные последствия». В 1687 г. в районе вирджинского Северного перешейка был раскрыт заговор, участники которого планировали убить всех местных белых и бежать. В газетных объявлениях о розыске беглых дается описание категорий непокорных невольников. Беглых рабов, например, делили на несколько типов: «лентяи» (такие обычно сами возвращались к хозяину), «разбойники», занимавшиеся убийствами белых и грабежами, а то и становившиеся настоящими повстанцами, и, собственно, «беглецы». Эти бежали для того, чтобы освободиться навсегда. Невольники, недавно привезенные из Африки, убегали группами и пытались либо попасть на отплывавшие из Америки суда, либо основать поселения в диких, недоступных местах на «фронтире». Рабы, родившиеся в Америке, предпочитали бежать в одиночку и старались выдавать себя за свободных. Только в вирджинских газетных объявлениях за 1736 - 1801 гг. исследователи обнаружили сведения о побегах 1138 мужчин и 141 женщины.

Стоило паре-тройке рабов сбежать, как белым мерещилось всеобщее восстание. В 1736 г. вирджинский рабовладелец Уильям Берд писал: «У нас уже по меньшей мере 10 тысяч этих потомков Хама, способных держать в руках оружие, и число их возрастает каждодневно, как за счет рождения, так и за счет ввоза. А в случае если среди них появится отчаянный человек, он может с большими преимуществами, чем Катилина, поднять восстание рабов и окрасить наши широкие реки кровью». Вместе с тем, опасность широкомасштабного восстания, безусловно, преувеличивалась, что, впрочем, свидетельствовало о понимании белыми, до какого состояния они довели своих рабов. Однако восстания, которые то и дело где-то вспыхивали, были локальными, их скорей следует называть волнениями. Участие в них принимало максимум 300 - 500 человек. Обыкновенно повстанцы успевали разграбить лавки, сжечь полдюжины домов, после чего местные ополчения белых их уничтожали.


Рабство

Не следует представлять себе рабов, как некое покорное стадо. Сопротивление начиналось еще в Африке и продолжалось во время транспортировки в Новый Свет и продолжалось по прибытии «на место». | Рабство, гражданская война, плантации, продажа рабов,



Сохранились довольно подробные сведения о более-менее крупных выступлениях рабов. Так, в 1712 г. вооруженные рабы подняли мятеж в Нью-Йорке, кроваво подавленный властями. В отчете вице-губернатора Виджинии Британской торговой палате за 1729 год говорится: «Несколько негров, около 15 человек сговорились бежать от хозяина и обосноваться в цитадели соседних гор. Они нашли способ заполучить некоторое количество оружия, взяли с собой часть провизии, свою одежду, постельное белье и рабочие инструменты. Хотя, к счастью, эта попытка была пресечена, она все же должна побудить нас к некоторым эффективным мерам». В 1739 г. в местечке Стоно (Южная Каролина) восстали приблизительно 20 рабов, которые убили охранников, выкрали ружья и двинулись на юг, убивая белых и сжигая дома. К ним присоединялись другие невольники, увеличив численность восставших до 300 человек. По свидетельствам очевидцев, «они призывали к свободе, маршировали с развернутым флагом и под бой двух барабанов». В боях с местным ополчением погибли около 50 рабов и 25 белых, прежде чем восстание было подавлено.

Отмечены случаи совместных выступлений рабов и белых сервентов (например, в Нью-Йорке в 1741 г.). В целях «профилактики» подобных явлений власти предпочитали несколько облегчать положение сервентов путем отдельных поблажек (вирджинский закон 1705 года о льготах сервентам с истекшим контрактом). Главной же мерой «профилактики» в отношении рабов были репрессии. Так, Вирджинским кодексом 1705 г. предусматривалось расчленение мятежных рабов заживо. В Мэриленде в 1723 г. был принят закон об отрезании ушей черному, поднявшему руку на белого, за более серьезные преступления рабов вешали, а их тела четвертовали и выставляли напоказ. В других колониях применяли сожжение, отрубание головы, расстрел и т.д..

Однако, несмотря ни на что, волнения рабов продолжались. Наиболее дальновидные рабовладельцы стали понимать, что одними репрессиями делу не поможешь. Резко усилилась миссионерская деятельность среди рабов, правда, проповедь велась в определенном ключе - им внушалась мысль о собственной неполноценности и необходимости считать черный цвет кожи признаком подчинения, веря при этом, что только интересы хозяина являются истинными интересами рабов (впрочем, иные рабовладельцы считали, что приобщение рабов к христианству - большой вред). Вводились и чисто косметические послабления. Например, в ряде колоний приняли закон, штрафующий хозяев, которые плохо кормили рабов и не пускали их в увольнения по воскресеньям.

«НА ОДНОЙ ЧАШЕ – СПРАВЕДЛИВОСТЬ, НА ДРУГОЙ – ВЫЖИВАНИЕ»

Восстание колонистов против британской короны наиболее «политизированная» часть рабов восприняла с энтузиазмом. Тезис «Декларации Независимости» о священном праве каждого человека на жизнь, свободу и стремление к счастью они восприняли и на свой счет, хотя в декларации о черных рабах не говорилось ни слова.

Тысячи рабов стали обращаться к новым властям с прошениями о приеме в армию, чтобы своей кровью добыть свободу. Тем более, что прецедент был - начиная с 1690 года, черным иногда позволяли сражаться на колониальных войнах с перспективой личного освобождения по окончании боевых действий. Вашингтон и Джефферсон были не против призыва рабов, хотя, будучи рабовладельцами, сами рисковали в этом случае лишиться своего «имущества». Джефферсон даже предложил платить плантаторам по 1000 долларов за каждого отпущенного в армию - те отказались. Они боялись вооруженных черных больше чем британцев. В результате служить в армии разрешили только свободным черным.

Да, «отцы-основатели», начиная с Франклина, являлись принципиальными противниками рабства. Однако они были далеки от идеи его уничтожения революционными методами. Их расчет был на то, что это произойдет само собой, за невыгодностью рабства, тем более, что на Юге уже появились признаки его отмирания. Вместе с тем для многих «отцов-основателей» было характерно убеждение в безусловном превосходстве белой расы. Джефферсон, например, писал: «Я высказываю только как предположение, что черные, независимо от того были ли они первоначально отдельной расой, или время и обстоятельства выделили их, стоят ниже белых по физическому и духовному развитию.» Отсюда он делает следующие выводы: рабы нуждаются в просвещении и эмансипации с помощью своих хозяев; они должны быть освобождены от рабства поэтапно, но совместное проживание с белыми невозможно - их нужно перевезти в Африку, помочь там встать на ноги, а на их место завезти переселенцев из Европы. Общий же настрой Джефферсона как нельзя лучше характеризует такое высказывание: «Решать проблему рабства - это как держать волка за уши; и удержать не удержишь, и выпускать боязно».


Томас Джефферсон

Томас Джефферсон (13 апреля 1743 года — 4 июля 1826 года) — видный деятель Войны за независимость США, один из авторов Декларации независимости (1776), 3-й президент США в 1801—1809, один из отцов-основателей этого государства, выдающийся политический деятель, дипломат и философ эпохи Просвещения. Основными событиями его президентства, успешного для страны, были покупка у Франции Луизианы (1803) и экспедиция Льюиса и Кларка (1804—1806). | Томас Джефферсон, президент США, Декларация Независимости, Конгресс, рабство,



Тем не менее, в первоначальный проект Декларации он все-таки включил предложение об отмене рабства. Однако при рассмотрении в узкой комиссии оно было исключено. Ведь на Юге основой экономики оставалось рабство, и «отцы-основатели» знали, что плантаторы, являвшиеся влиятельнейшей силой в борьбе с короной, тем не менее, не пойдут в Союз в случае отмены рабовладения. И этим пожертвовали ради союза всех штатов. Как сказал Джефферсон: «На одной чаше весов справедливость, а на другой - выживание».

Такая позиция, естественно, вызвала большое разочарование среди рабов, чем немедленно воспользовались британцы. Лорд Данмор, британский губернатор Виржинии, в 1775 году пообещал свободу всем рабам, которые перейдут на его сторону. Таких вскоре оказалось достаточно много для сформирования целого полка, названного «Эфиопским». По некоторым данным, до 100 000 беглых рабов перешло к британцам, в том числе, кстати, и 30 рабов Джефферсона. После победы США воевавшие за корону черные ушли с британскими войсками в Канаду. Но свободу получили только непосредственные участники боевых действий. Остальных отправили на Ямайку как рабов.

Неприглядное соглашательство в вопросе о рабстве не осталось незамеченным в Старом Свете, в том числе и передовыми людьми России. В частности, Радищев, воспевший американскую революцию в оде «Вольность», впоследствии писал в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790): «Заклав индейцев единовременно, злобствующие европейцы, проповедники миролюбия во имя Бога истины, учители кротости и человеколюбия, к корени яростного убийства завоевателей прививают хладнокровное убийство порабощения приобретением невольников куплею. Сии-то, несчастные жертвы знойных берегов Нигера и Сенегала, отринутые своих домов и семейств, переселенные в неведомые им страны, под тяжким жезлом благоустройства вздирают нивы Америки, трудов их гнушающейся.»

У РАБСТВА - «ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ»

Тем не менее, к концу XVIII в. многие жители США утвердились во мнении, что рабство - зло. Еще до получения независимости в британском законодательстве был создан прецедент (1772) - рабство было запрещено на территории метрополии - любой раб, вступивший на Британские острова, становился свободным. Этот прецедент позволил покончить с рабством в северных штатах - если раб попадал на «свободную территорию», то он получал свободу. Правда, в 1793 году плантаторам удалось провести через конгресс закон, предусматривавший 500-долларовый штраф за укрывательство и помощь беглым рабам, а в отдельных «свободных» штатах были приняты положения об их выдаче владельцам. Однако на Севере все это, как правило, саботировалось.


Рабство

Промышленный переворот породил огромный спрос на хлопок, сделав его высокоприбыльной культурой. Плантаторы стали в массовом порядке переводить свои хозяйства на хлопок. Начался невиданный бум - хлопководство стало выгоднейшим бизнесом, рабский труд – вновь рентабельным. | Рабство, гражданская война, плантации, продажа рабов,



Казалось рабству скоро придет конец, но тут оно неожиданно обрело «второе дыхание». Промышленный переворот породил огромный спрос на хлопок, сделав его высокоприбыльной культурой. Плантаторы стали в массовом порядке переводить свои хозяйства на хлопок. Огромный импульс этому делу придало изобретение (1793) неким Элаем Уитни простенькой машинки «джин» - хлопкоочистителя, позволявшего рабу очищать в день 50 фунтов хлопчатника вместо одного. Начался невиданный бум - хлопководство стало выгоднейшим бизнесом, рабский труд - вновь рентабельным. Цены на рабов подскочили, а уровень их эксплуатации и общее положение стали еще более ужасными, чем в колониальный период. Огромный подарок плантаторам приподнесли Франция и Испания, продавшие США Луизиану (1803) и Флориду (1813). Хлопок, а вслед за ним и рабство, начали быстро охватывать все новые и новые территории на западе и юге. Это задержало уничтожение рабства на полвека, что в итоге стоило США огромных жертв в Гражданской войне.


Михаил Калишевский

Михаил Калишевский, Contributor: Born in 1957 in Moscow. Graduated from Moscow University (Department of History) in 1980. In 1980 -- 1993 -- scientific activity in Institute of World Economy and International relatioons (Russian Academy of Sciences). In 1993 -- 2006 -- head of political department in "Inostranets" Publishing House, journalist, politologist, editor. Since 2006 -- independent journalist, politologist and historian. (Подробнее...)