America Pictured Меню

Красный, горячий и синий

Vladimir Sukhoi
Contributor

Мюзикл для Америки - это огромная часть ее культуры. Это - то, без чего Америка уже жить не может.



На обложке:

Бродвейские театры
Бродвейские театры - это около 40 нью-йоркских театров, расположенных в непосредственной близости к Бродвею в районе 40-60 улиц Манхэттена, где идут наиболее популярные театральные представления - в основном мюзиклы.

О голосах и образах «легкого» театрального жанра Америки

Бродвейские театры

Бродвейские театры - это около 40 нью-йоркских театров, расположенных в непосредственной близости к Бродвею в районе 40-60 улиц Манхэттена, где идут наиболее популярные театральные представления - в основном мюзиклы. | Бродвейских театры, мюзиклы, Лунная дорога, Великий белый путь, театральный район,

О голосах и образах «легкого» театрального жанра Америки

Vladimir Sukhoi
Contributor

2.8K

Просмотров/Репосты

[Комментарии] Когда говорят «Бродвей» или «Бродвейский театр» , многие понимают, что речь идет об особом и своеобычном виде коммерческого театрального искусства Америки. Бродвейские театры, или «Лунная Дорога», или «Великий Белый Путь» - это около 40 нью-йоркских театров, расположенных в непосредственной близости к Бродвею в районе 40-60 улиц Манхэттена, где идут наиболее популярные театральные представления - в основном мюзиклы. Сегодня только ленивый не критикует Бродвей за его стремление к созданию легких, непритязательных зрелищ, за многолетние попытки избежать сложных драматических тем, которых якобы боится как черт ладана досточтимая публика, мечтающая уйти от ежедневных проблем в розовый мир фантазий. Справедливости ради надо сказать, что мюзиклы, которые первоначально назывались «музыкальными комедиями», действительно, порой не блещут глубиной и грешат поверхностной разработкой тем, но многие современные мюзиклы при всем желании нельзя отнести к разряду «легких». Отнюдь. Ни «Эвиту», ни «Мисс Сайгон», ни «Призрак оперы» «пустышками» назвать нельзя, это - серьезные музыкально-драматические представления, которые можно принимать или не принимать, но огульно зачислять их в «облегченное искусство» было бы неправильно.

Мюзикл - это синтетический жанр, сочетающий музыку, пение и танец. Эти элементы в лучших образцах объединены крепким драматическим сюжетом, отличаются хорошим текстом, впечатляющей хореографией и потрясающим темпом. Корни американского мюзикла - в таких театрализованных формах как шоу менестрелей, буффонада, варьете, бурлеск, оперные песнопения в германских пивных парках, наигрыши ирландских духовых оркестров, французские сентиментальные баллады и водевили. Соединив всю эту, казалось бы, несоединимую мозаику, американский мюзикл возник как оригинальный жанр и начал демонстрировать свой неповторимый характер. Мюзикл – самый молодой театральный жанр. Существует такое мнение! Наверное, такое ощущение возникает, потому что на сцене - в основном молодые, красивые, талантливые люди, одновременно поющие, танцующие и произносящие текст роли. Делают они это поистине замечательно. Эдакие абсолютные совершенства – Олимпийские боги.

На самом деле, с конца XIX века два мегаполиса оспаривают право первенства: Лондон и Нью-Йорк. Американцы утверждают, что именно в 1866 году с музыкальной комедии «Чёрный посох» началась эра мюзикла. Лондонцы называют 1892 год и спектакль «В городке», в котором музыка играла не вспомогательную роль, а определяющую.


Бродвейские театры

Американцы утверждают, что именно в 1866 году с музыкальной комедии «Чёрный посох» началась эра мюзикла. | Бродвейских театры, мюзиклы, Черный посох,




Спор между аристократической сценой Уэст-Энда в Лондоне и «шоу для народа», как называют мюзиклы на Бродвее, продолжается и не ослабевает вот уже третий век. Жанр получил бурное развитие усилиями таких бродвейских импрессарио как Флоренц Зигфельд и братья Шуберт в первые годы XX века, а своей вершины он уже достиг в сезон на рубеже 1927 и 1928 годов: было поставлено 15 мюзиклов. И самым знаменитым из них стал мюзикл Джерома Керна и Оскара Хаммерстайна «Прогулочный пароход». В нем были закрученная история, хорошая музыка, прописанные автором характеры. Критики в один голос заявили: «Американский мюзикл родился!»

Затем наступили легендарные для американского мюзикла 30 и 40 годы, когда лучшие композиторы и авторы текстов, такие, как Ричард Роджерс, Алан Лернер, Фредерик Лоу, Леонард Бернстайн и Стивен Сондхайм, создавали свои шедевры, многие из которых идут на бродвейской сцене до сих пор. Это - и «Бригадун», и «Раскрасьте ваш вагончик», и «Увольнение в город», и «Кандид». Возникли и первые звезды, голосами которых «запел» американский мюзикл – Лиллиан Расселл и ДеВулф Хоппер. Сразу после них «золотой век» мюзикла стали символизировать Анна Хелд и Мэрилин Миллер, Джек Донахью и Рэй Болжер, Фред и Адель Астер, Гертруда Лоуренс и Этель Мерман, Мэри Мартин и Джин Келли. Песни из мюзиклов были легкими и искрометными - как брызги шампанского! Причем, ставка делалась на зажигательный танец кордебалета, а не на пение. Отдельные номера из мюзиклов стали чрезвычайно популярными. Мюзикл стал «визитной карточкой» Америки.


Бродвейский театр Астор

Жанр мюзикл получил бурное развитие усилиями таких бродвейских импрессарио как Флоренц Зигфельд и братья Шуберт в первые годы XX века, а своей вершины он уже достиг в сезон на рубеже 1927 и 1928 годов. Театр Астор, 1936 год. | Бродвейских театры, мюзиклы, Флоренс Зигфельд, братья Шуберт,




В 40-е и 50-е годы прошлого столетия мюзиклы стали выражением двух глубинных национальных импульсов: один - это ностальгия по пейзаночному сельскому прошлому, которая пронизывала «Оклахому» Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна, «Встретимся в Сент-Луисе» Винсенте Миннелли, «Музыкального человека» Мередит Уиллсон, и другой - это взрывная энергия современного американского города, которая буквально наполняла «Парней и кукол» Джозефа Манкевича, «Увольнение в город» и «Вестсайдскую историю» Леонарда Бернстайна. «Вестсайдская история» (1957), основанная на пьесе Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», и «Моя прекрасная леди» (1956) Алана Джея Лернера и Фредерика Лоу, написанная по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион», ознаменовали новую страницу в истории американского мюзикла: это были самостоятельные музыкальные произведения с ярко выраженной социальной фабулой. К тому же, они были поставлены на основе известных литературных произведений, что первоначально смущало многих критиков, которые предвещали этим мюзиклам провал. Вышло же наоборот: «Моя прекрасная леди» и «Вестсайдская история» стали классикой жанра.


Вестсайдская история

Вестсайдская история — американский мюзикл 1957 года, сценарий к которому написал Артур Лорентс, музыку — Леонард Бернстайн, слова — Стивен Сондхайм, а хореографию поставил Джером Роббинс. Мюзикл является адаптацией классической пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» | Вестсайдская история, бродвейские театры, мюзикл, Артур Лоренс, Леонард Бернстайн, Стивен Сондхайм, Джером Роббинс. Сцена из мюзикла (1957 год),




Примерно в это же время большинство популярных мюзиклов перекочевало на экраны: Голливуд решил экранизировать все то, что пользовалось небывалым успехом. В кино тогда пришел стереофонический звук, цветная пленка, сложный монтаж. Мюзиклы заняли видное место в иерархии жанров Голливуда. Восхождение на вершину экранных мюзиклов началось в 1927 году с частично звукового фильма «Джазовый певец», в котором блистал актер, певец, звезда Голливуда, выходец из России Эл Джолсон. Его настоящее имя - Аза Йолсон. Он эмигрировал в США в 1895 году. Сын раввина, Йолсон планировал сначала стать кантором в синагоге, но сцена все-таки победила. К началу 20-х годов он считался одним из лучших эстрадных исполнителей Америки. В «Джазовом певце» Эл Джолсон произнес свою знаменитую фразу: «Постойте, вы же ничего еще толком не слышали». Эта реплика запомнилась зрителям даже больше, чем некоторые очень известные песни Джолсона из популярных мюзиклов - «Суони», «Мэмми», «Апрельские дожди», «Калифорния, вот и я».


Эл Джолсон

Эл Джолсон (настоящее имя Аса Йоэлсон; 26 мая 1886, Средники, Ковенская губерния, Российская империя — 23 октября 1950, Сан-Франциско, США) — американский артист, стоявший у истоков популярной музыки США. В 1927 году Джолсону он сыграл главную роль в Певце джаза — первом звуковом фильме. Афиша фильма Певец джаза | Эл Джонсон, Певец джаза, актер, певец,




Затем пробил час блистательного дуэта Джинджер Роджерс и Фреда Астера. Эта знаменитая танцевальная пара положила начало целому направлению в парных танцах и сыграла важную роль в становлении жанра мюзикла. «42-я улица», «Роберта», «Потанцуем?», «Китти Фойл», «Семья Баркли на Бродвее» - это все мюзиклы-бенефисы Джинджер Роджерс и Фреда Астера, который, как пишут его биографы, «начал танцевать сразу же как научился ходить». В жанре мюзикла стали работать также композиторы Джордж Гершвин и Коул Портер, знаменитый хореограф Джером Роббинс, режиссеры Уильям Уайлер и Боб Фосси (именно так американцы произносят фамилию знаменитого постановщика фильма «Кабаре» с Лайзой Минелли. У нас его называют Бобом Фоссом - В.С). Классикой не только Голливуда, но и мирового кино стали фильмы-мюзиклы «Цилиндр», «Американец в Париже», «Поющие под дождем», «Звезда родилась», «Мэри Поппинс», «Звуки музыки», «Смешная девчонка», «Милая Чарити», «Вся эта суета», в которых блистали такие звезды экрана, как Джин Келли и Джуди Гарленд, Фрэнк Синатра и Марио Ланца, Говард Кил и Кэтрин Грейсон, Ширли Джоунс и Джулия Эндрюс, Одри Хэпберн и Барбра Стрейзанд.

Но эра, когда мюзикл наиболее полно отражал состояние американской культуры и вполне мирно «делился» между Бродвеем и Голливудом, закончилась на минорной ноте: кино и театр начали открыто враждовать. Это, естественно, ни к чему хорошему не привело: зажиточный средний класс Америки не стал вникать в тонкости этого конфликта и отшатнулся - чума на оба ваши дома - и от кино, и от театра. Лишившись мощной поддержки зрителя, мюзикл стал такой же фрагментарной частью, как и вся американская культура. В конце 60-х мюзикл постарался возродиться как рок-мюзикл. На Бродвее были поставлены «Волосы», «Иисус Христос, суперзвезда», «Два господина из Вероны». Безусловно, это было второе дыхание. Это была смелая попытка снова вписаться в многообразие и разнообразие американской жизни. Попытки эти продолжаются и теперь. Только уже на новом витке и с новыми - порой очень экстравагантными - усилиями. Мюзикл хочет стать сложным искусством. Сложным и полифоничным. Отсюда - неожиданные темы, противоречивые сюжеты, необычная сценография и технологические новации. В середине 80-х годов появился мюзикл Марвина Хемлища и Эдварда Клебана «Кордебалет». Затем «повелителем театральных умов» стал Стивен Сондхайм, получивший признание еще в конце 60-х, когда он написал текст к «Вестсайдской истории». Один за другим на Бродвее были поставлены его мюзиклы «Суини Тодд» (1979), «Воскресенье в парке с Джорджем» (1984), «В леса» (1987), «Страсть» (1994). В 1990 году Сондхайм получил премию «Оскар» за песни к фильму «Дик Трейси», которые исполняла Мадонна. В конце 80-х наступила эпоха Ллойда Уэббера - стали греметь мюзиклы «Эвита», «Кошки», « Призрак оперы», «Бульвар Сансет». Знаковым и культовым оказался мюзикл «Кошки» по повести Т.С. Эллиота «Книга старого опоссума о практичных кошках», поставленный на сцене бродвейского театра «Уинтергарден» в 1982 году. Фантастическое повествование о жизни кошек на свалке и их сладких мечтах попасть в «Кошачий рай» так захватило истосковавшуюся по чему-то искреннему и правдивому публику, что «Кошки» побили все рекорды посещаемости и намного опередили остальные мюзиклы по числу представлений: до закрытия проекта в 2000 году спектакль был показан публике 7 485 раз. С большим отрывом от «Кошек» в самом начале нынешнего столетия шел «Кордебалет», который просуществовал с 1975 по 1990-й - 6 137 представлений. На третьем месте были идущие с 1987 года «Отверженные» по мотивам романа Виктора Гюго, на четвертом - скабрезная «О, Калькутта!» (1976-1989, 5 852 представления) и на пятом месте - «Призрак оперы», который был поставлен в 1988 году.


Кошки

Кошки — мюзикл Э. Ллойда Уэббера по мотивам сборника детских стихов Т. С. Элиота Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом. Премьера мюзикла состоялась 11 мая 1981 года на сцене Нового лондонского театра, а 7 октября 1982 года — состоялась премьера на Бродвее. | Кошки, Э. Ллойд Уэббер, мюзикл, Бродвей,

На ноябрь 2015 года все коренным образом изменилось: продолжающий идти на Бродвее и ставший уже классикой «Призрак оперы» занимает непререкаемую первую позицию – 11 556(!!!) представлений, за ним – со значительным отставанием «Чикаго» (7 880 представлений с 1996 года) и совсем недавно пробившийся в «тройку» «Король Лев» ( 7 491 представление). Легендарные «Кошки» «отодвинулись» на четвертое место.
80-е и 90-е годы прошлого столетия на Бродвее - это поиски утраченного времени и былых иллюзий. Это - снова попытки возродить славное прошлое мюзикла, создать коммерчески процветающую индустрию современного музыкального театра. Кстати, с коммерческим успехом все у мюзикла оказалось в порядке: если в сезоне 82-83 годов в течение самой ударной бродвейской недели было показано 21 шоу и собрано за сезон 203 миллиона долларов, то в сезоне 1999-2000 годов эти же показатели - уже несколько другие: 36 шоу и 603 миллиона долларов. Бродвейский мюзикл по-прежнему остается очень доходным бизнесом: «Кошки» на пике популярности «зарабатывали» за неделю полтора миллиона долларов, «Король Лев» - один миллион долларов, а «Призрак оперы» - до 17 миллионов в месяц. Правда, постановка мюзикла на Бродвее - чрезвычайно дорогое дело: необходимо от 5 до 20 миллионов долларов. Но эти немалые затраты очень быстро окупаются. А три «богатыря» - композитор, автор слов и либреттист - в случае успеха мюзикла получают огромные деньги. Если кассовые сборы мюзикла за неделю составляют один миллион долларов, «троица» получает примерно 6 процентов дохода, то есть примерно 20 тысяч долларов «на брата». За год у каждого «набегает», как минимум, миллион долларов. Это - только на Бродвее, а ведь бывают еще и гастроли по стране, и мировые турне. Отчисления авторам мюзикла продолжаются и после того, как представление сошло со сцены.
Стало притчей во языцех говорить о высокой цене билетов на бродвейские мюзиклы: в начале девяностых средняя стоимость одного билета составляла 15 долларов, а сейчас - уже 155 долларов. Но что удивительно: параллельно с ростом цен на билеты растет и посещаемость мюзиклов. В сезоне 1985/86 годов бродвейские мюзиклы посетили 6,5 миллиона зрителей, а в сезоне 2000/ 2001 годов - 12 миллионов. Правда, многие любители мюзиклов не покупают билеты по полной цене. Они хорошо осведомлены, что в Нью-Йорке есть специальные кассы - так называемые «тикетроны» - в которых, начиная с 3 часов дня, можно купить билеты практически на все мюзиклы, идущие в бродвейских театрах в этот вечер. Стоимость билетов - на треть, а то и в половину дешевле. Одно только неудобство: надо постоять в очереди не меньше двух-трех часов. Для американцев это - большое испытание, а для нас, россиян, закаленных в советских очередях, - сущий пустяк.


Бродвейские театры

Бродвейские театры - это около 40 нью-йоркских театров, расположенных в непосредственной близости к Бродвею в районе 40-60 улиц Манхэттена, где идут наиболее популярные театральные представления - в основном мюзиклы. | Бродвейских театры, мюзиклы, Лунная дорога, Великий белый путь, театральный район,




Что касается Голливуда, то он в 90-х годах стал создавать анимационные мюзиклы. Большим успехом пользовались киномюзиклы «Студии Диснея» - полнометражные мультяшки «Маленькая русалка», «Аладдин», «Король Лев» и особенно «Красавица и Чудовище». Успех этого направления позволил кинокритикам снова заговорить о многообещающем возрождении мюзикла в другой форме. Возникла и «обратная связь»: диснеевская студия перенесла мюзикл «Красавица и Чудовище» на бродвейскую сцену, он шел более десяти лет и пользовался успехом у зрителей.


Красавица и чудовище

Красавица и чудовище — тридцатый по счёту полнометражный мультипликационный фильм студии Walt Disney Pictures. Он является первой анимационной картиной, которая была выдвинута на премию Американской академии киноискусства Оскар в номинации Лучшая картина. Фильм лёг в основу бродвейского мюзикла Красавица и чудовище, который впоследствии имел огромный коммерческий успех, что подтверждают многочисленные номинации на премию Тони. Этот мюзикл стал первой в ряду диснеевских сценических постановок. | Красавица и чудовище, Walt Disney Pictures, мультипликационный фильм, Оскар, мюзикл, Тони,




На самом Бродвее тем временем взялись восстанавливать и давать вторую жизнь некогда очень знаменитым мюзиклам. Был восстановлен «Прогулочный пароход», затем - «42-я улица», «Звуки музыки», «Целуй меня, Кэт», «Чикаго», «Кабаре». Новых потрясений на Бродвее сейчас нет. Хотя мюзиклы там ставить не перестали. Например, в начале нынешнего века почти во всех музыкальных номинациях престижную театральную премию «Тони» получил мюзикл Мела Брукса «Продюсеры». Но до сенсации он так и не дорос, и никаким «новым словом» не оказался.

Сегодня на Бродвее продолжается жизнь некоторых шоу, которые идут там в течение многих лет. Некоторые закрываются очень быстро, некоторые изначально запланированы всего на несколько недель. 21 апреля 2015 года на Бродвее состоялась премьера мюзикла «Доктор Живаго» по одноименному роману Бориса Пастернака. Большинство критиков постановку разгромило. В результате мюзикл провалился с оглушительным треском - было сыграно всего около 45 представлений (включая превью). Среди других новинок Бродвея - комедийный мюзикл Something Rotten! ("Что-то неладно"!). Дело происходит в конце XVI века, братья Ник и Найджел пытаются найти себя в театральном мире и, заручившись поддержкой племянника знаменитого предсказателя Нострадамуса, вступают в борьбу с самим Шекспиром.

Мюзикл "The Visit" ("Визит") поставлен по пьесе "Визит старой дамы". Один из последних мюзиклов творческого дуэта Кандера и Эбба. В главной роли Чита Ривера, а ей - на секундочку - уже 82 года. Мюзикл о человеческой алчности. Клэр Цаханасьян, богатая женщина, возвращается в переживающий не самые лучшие времена родной городок, чтобы поквитаться с Антоном, бывшим возлюбленным. Причем, убить Антона предлагается самим жителям городка за существенное вознаграждение. Немного посопротивлявшись, жители начинают всерьез задумываться над предложением.

Действие мюзикла "Американец в Париже" происходит в послевоенной столице Франции. Любовная история американского солдата и молодой француженки. Этот новый мюзикл поставлен по одноименному фильму. "On the Town" ("Увольнение в город") - свежий ревайвл мюзикла Леонарда Бернстайна, впервые поставленного на Бродвее в 1944 году. В нем повествуется о романтических приключениях трех моряков во время их увольнительной в Нью-Йорке.

Мюзикл "Finding Neverland" ("Волшебная страна") поставлен по одноименному фильму. В основе лежит биография Джеймса Барри, автора вечно юного Питера Пена. Хотя мюзикл получил лишь слегка менее разгромную критику, чем «Доктор Живаго», но все-таки сумел удержаться на Бродвее. Семейный мюзикл, да и тема с Питером Пеном - беспроигрышная.

Ревайвл мюзикла "On the Twentieth Century" ("В двадцатом веке"), в главной роли Кристин Ченновет. Действие мюзикла крутится вокруг отношений голливудской звезды Лили и разорившегося продюсера Оскара, все происходит в 1920 году на борту роскошного поезда, следующего из Чикаго в Нью-Йорк.

Есть вероятность, что осенью 2016 на Бродвей – о, чудо! - вернется мюзикл “Cats”.

В заключение - несколько сугубо личных наблюдений. В пору студенческих штудий американской культуры для меня, воспитанного на лучших образцах советско-российского драматического театра, всегда завораживающе-чарующе звучали далекие и неведанные названия «Моя прекрасная леди», «Порги и Бесс», «Хеллоу, Долли!», «Кабаре», «Амадеус». Потом я стал работать в Америке, писать о ней, постигать ее культуру изнутри. Какие-то выдающиеся мюзиклы я посмотрел, какие-то - нет (Безнадежно опоздал!). Заоблачно - чарующие названия мюзиклов остались, а большим поклонником - что называется фанатом - американского мюзикла я так и не стал. Может быть, чего-то не понял, может быть, понял, но не то. Короче, я оказался старомодным, как ботфорт на палубе современного ракетоносца: мне по-прежнему милее прекрасная драматическая пьеса, поставленная в Москве или Санкт-Петербурге Марком Захаровым, Константином Богомоловым, Львом Додиным или еще недавно жившим среди нас и творившим Юрием Любимовым. Пусть даже с буффонадой и элементами мюзикла! Я смею утверждать, что по мне - это лучше. И дело здесь не в квасном патриотизме. Дело - в пристрастиях. «Каждый выбирает для себя, - как писал Юрий Левитанский, - женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку, - каждый выбирает для себя». Вот и я выбрал. Моя «религия»- драматический театр. Мюзиклы мне кажутся при ближайшем рассмотрении пресными, искусственными и чужими. Искусством на котурнах. Хотя, скорее всего, я - не прав. Но я и не претендую на обладание истиной в последней инстанции. На такое могут претендовать только доморощенные стоеросовые дураки. При этом - как человек, не мало лет проживший среди американцев, я понимаю: мюзикл для Америки - это очень значительная часть их культуры. Это - тот черт в табакерке, которого они любят и клянут и без которого, наверное, они уже жить не могут. Не могут и загадочно намекают, что и мы в России скоро все станем «мюзикломанами». Поскольку, дескать, мюзикл все увереннее и увереннее шагает по нашим сценам. Не знаю. Ей-Богу, не знаю, что и думать. Полагаю, что ничего страшного в наступлении мюзикла в России нет.


Бродвейские театры

Бродвейские театры, или «Лунная Дорога», или «Великий Белый Путь» - это около 40 нью-йоркских театров, расположенных в непосредственной близости к Бродвею в районе 40-60 улиц Манхэттена, где идут наиболее популярные театральные представления - в основном мюзиклы | Бродвейских театры, мюзиклы, Лунная дорога, Великий белый путь, театральный район, Фантом оперы,




Повторяю: каждому - свое. Думаю, что время все расставит по своим местам: кто-то будет смотреть мюзиклы, а кто-то - по-прежнему драматические пьесы. Пусть растут и одновременно расцветают тысячи деревьев. Так - лучше. От взаимопроникновения культур еще никто не умер. Хотя, честно говоря, американская массовая культура - вещь не такая уж и безопасная. Вот и все. Перефразируя Элла Джолсона, хочется прокричать: «Постойте, я пока ничего толком так и не сказал!..»


Vladimir Sukhoi

Vladimir Sukhoi, Contributor: Born December 26, 1952, Dnepropetrovsk region, Ukraine, USSR. Graduated from Moscow Institute for International Relations (MGIMO). Faculty of International Journalism. Diploma with Excellence. 1973-1979. Correspondent, special correspondent, deputy managing editor for PRAVDA newspaper. 1979-1986. PRAVDA’S staff writer in the U.S, New York City. 1986-1991. Deputy director, director of Studio for International Programming and Videoexchange (Studio M), Russian State Television and Radio... (Подробнее...)